Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Экономическая политика красных таблица. Сторонние материалы: «Экономическая политика красных и белых

Экономическая политика красных и белых. 9класс

МБОУ Кичигинская СОШ

Учитель: Уланова Т.Н.


Цели урока :

  • рассмотреть и сравнить экономическую политику

красных и белых во время гражданской войны;

  • развитие умения анализировать, систематизировать и

обобщать исторические факты;

  • высказывать свою точку зрения на события и

аргументировано ее отстаивать;

  • воспитание патриотизма и чувства уважения к

историческому прошлому нашей страны.


План урока.

  • Экономическая политика красных.
  • Экономическая политика белых.

Задание на урок: На основании материалов параграфа и документов сделать сравнительный анализ экономической политики белых и красных.

Какой политике вы отдали бы предпочтение? Объясните почему.


«Военный коммунизм» 1918-1920гг

Истоки

Война

Коммунистическая

доктрина

Введение директивно-чрезвычайных методов государственного регулирования политических

и социально-экономических процессов в условиях военного разорения.

Ориентация на программу

большевиков на быстрый и

стремительный переход к

коммунизму;

Создание нерыночного

общества


Меры «военного коммунизма»

  • Национализация промышленности
  • Введение всеобщей трудовой повинности (работа с документом стр.123)
  • Натурализация и уравнительность в зарплате и

бесплатность государственных услуг

  • Попытка введения прямого продуктообмена между

городом и деревней

  • Продразверстка на основные сельскохозяйственные

продукты

  • Запрет частной торговли, распределение по карточкам и классовому принципу
  • Запрещение аренды земли и наёмного труда в сельском

хозяйстве


Последствия

Тяжёлый экономический

и социальный кризис

Массовые крестьянские

восстания

Угроза основам

советской власти


Задание в группах: дать характеристику экономической

политики белых правительств.

1-я группа

2-я группа

Правительство А.В. Колчака

Правительство А.И. Деникина

3-я группа

Белые правители Севера

4-я группа

Правительство П.Н. Врангеля


Экономическая политика белых.

Правительство А.В. Колчака

Правительство А.И. Деникина

откладывало решение аграрного вопроса до окончания Гражданской войны

сохраняло за собственниками права на землю по установленным для каждой местности тех или иных земельных норм

Белые правители Севера возвращали помещикам весь засеянный урожай, все покосы, усадьбы и инвентарь.

Правительство П.Н. Врангеля

Земля- трудящимся на ней хозяевам;

Прежним владельцам – часть их владений


Экономическая политика белых.

Вопрос:

Чем аграрная политика П. Н. Врангеля отличалась от политики остальных белых правительств?

Чем аграрная политика белых правительств отличалась от аграрных преобразований, проведённых большевиками?

Вывод: Крестьяне отдали предпочтение военно-экономической программе большевиков. У белых не было четкой программы по решению аграрного и рабочего вопросов, что стало одной из причин их поражения.


Закрепление: Тест №18 (задание 1-4). КИМ История России. 9 класс.

Домашнее задание: §16. Подготовить сообщение

«Экономическая политика белых и красных на

Южном Урале»


Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Национализация может осуществляться

через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

Экспроприация - лишение собственности


Продразверстка – обязательная

Сдача крестьянами государству по

твёрдым ценам всех излишков хлеба

и других продуктов.

Слайд 2

Коммуни́зм (от лат. commūnis - «общий») - в марксизме, организация общества, при которой экономика основана на общественной собственности на средства производства.

Слайд 3

1.В результате гражданской войны, экономика страны рухнула окончательно. Оторванные друг от друга и переходящие из рук в руки районы страны прибыли не приносили. Поля не засеивали, рабочих рук не хватало. Но война требовала зерна, одежды, обуви, оружия. Оторванный от деревни город, начал голодать. Советское правительство начало проводить политику военного коммунизма. Под большевистским лозунгом «Все для победы», подразумевалась концентрация всех сил страны, для обеспечения победы. Большевики не хотели ждать, коммунизм им нужен был прямо сейчас. Они считали, что в новом коммунистическом обществе, не будет места торгово-денежным отношениям, не будет торговли, денег. Все будет подчинено единому плану, а распределять все будут по принципу «уравниловки». Ленин провозгласил лозунг «ОТ КАЖДОГО ПО СПОСОБНОСТИ – КАЖДОМУ ПО ПОТРЕБНОСТИ», который исполнялся.

Слайд 4

Слайд 5

2. 2 декабря 1918 распущены комитеты бедноты. В связи с продовольственной диктатурой участились крестьянские бунты. По мнению Н.К.Крупской «комбеты насильничают и безобразят, в деревне раскол, участились случаи самосуда над властью». Большевики решило вернуть утраченное в деревне доверие политикой умиротворения. 11 января 1919 г. издан «Декрет о разверстке хлеба и фуража». Он предусматривал брать с «бедняка- ничего, середняка- умеренно, кулака- много». На деле же по продразверстке, изымались не только излишки хлеба, но и необходимый запас. В 1920 г. продразверстка распространилась на картофель и другие культуры. Н.К.Крупская- жена Ленина, революционерка.

Слайд 6

«Братья крестьяне, взываем о помощи…» листовка большевиков, распространяемая по деревням.

Слайд 7

Большевистский плакат времен «военного коммунизма».

Слайд 8

Продразверстка в действии.

Слайд 9

3.Белые правители не выступали открыто за возвращение к старым порядкам, судьбу России по их мнению должно было решать Учредительное собрание. При этом они признавали необходимость решать аграрный вопрос, а как решать они особо не знали. Эсер Б.В.Савинков писал, что «…доблестные генералы, не уразумели того, что идею нельзя победить штыками, что идее нужно противопоставить идею….жизненную, близкую сердцу…» Б.В.Савинков

Слайд 10

Основные показатели политики белых. Адмирал Колчак Генерал Деникин Барон Врангель Решение крестьянского вопроса откладывалось до окончания гражданской войны. Декреты советской власти о земле объявлялись незаконными 1919 г. проект земельной реформы. Земля распределяется путем добровольных соглашений крестьян и помещиков. Земля возвращалась помещикам. Окончательное решение земельного вопроса откладывалось до окончания войны. 25 мая 1920 г. Закон о земле. Земля трудящимся. Защита он захватов земель. Помещикам 30% земли. Крестьяне платят за отчужденную от помещиков землю государству зерном. Создание волостных и сельских общин. Автономия казачьих земель.

Слайд 11

Конец презентации.

Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды


1. Политика военного коммунизма С началом Гражданской войны кризис в экономике усилился От промышленного центра были отрезаны сырьевые районы Многие города оказались в руках белых Экономические связи между предприятиями, городом и деревней распались В городах начался голод




Социально-экономическая политика советской власти в годы Гражданской войны получила название «военный коммунизм»: -военный, т.к. единственной целью была концентрация сил для победы над противником -Коммунизм, т.к. на эту политику оказали идеологическое воздействие большевики (отсутствие частной собственности, торговли, уравнительная система распределения)


А промышленности был взят курс на ускоренную национализацию всех отраслей Бывшие собственники лишались всех доходов Вся промышленность подчинена нуждам фронта Предприятия, не связанные с фронтом, закрывались Введена всеобщая трудовая повинность и трудовая мобилизация населения в возрасте от 16 до 50 лет


В качестве заработной платы рабочим вместо денег выдавали продуктовый паек, талоны на питание в столовой, предметы первой необходимости Отменена плата за проезд в транспорте, за жилье, коммунальные услуги Товарно-денежные отношения упразднены: все товары распределялись государством


2. Сельское хозяйство в период военного коммунизма 2 декабря 1918 г. были распущены комбеды Но это не помогло наладить поставки хлеба Цены на хлеб были высокими Началось возмущение крестьянства В этой обстановке необходимо было вернуть доверие среднего крестьянства


11 декабря был издан Декрет о разверстке хлеба и фуража: -Государство сообщало точную цифру своих потребностей в хлебе и фураже -Затем распределяло(разверстывало) ее по губерниям, уездам, дворам -Выполнение плана хлебозаготовок было обязательным -Продразверстка исходила не из возможностей крестьянства, а из потребностей государства


Часто изымались не излишки, а необходимые запасы хлеба Продразверстка проводилась по классовому принципу: -С бедных крестьян – ничего -С середняка – умеренно -С богатого – много С 1920 г. Продразверстка распространялась на картофель и другие сельскохозяйственные продукты



Белые правители Севера России: -Помещикам возвращался засеянный урожай, все покосы, усадьбы и инвентарь -Пашня оставалась за крестьянами до решения земельного вопроса Учредительным собранием Но в условиях Севера ценными были покосы, поэтому крестьяне оказывались в зависимости от помещиков




Сущность его земельной реформы: -Земля – трудящимся на ней хозяевам -За прежними владельцами сохранить часть их земель -Новые хозяева должны платить прежним за землю частью своего урожая -Расчеты между новыми и прежними хозяевами должно осуществлять государство


По реформе Врангеля должны были создаваться волостные земства и сельские общины Они должны стать органами крестьянского самоуправления взамен сельских Советов Врангель утвердил новое положение об автономии для казачьих земель Рабочим было обещано новое фабричное законодательство, защищающее их права





С началом Гражданской войны кризис в экономике усилился. От промышленного центра были отрезаны сырьевые районы, губернии, обеспечивавшие страну хлебом. Многие промышленные города оказались в руках белых. Экономические связи между предприятиями, между городом и деревней распались. В городах начался голод.

Острое военное противостояние с белыми, нужда в средствах для бесперебойного снабжения Красной Армии вооружением, боеприпасами, одеждой, обувью, продовольствием требовали одного: экономику нужно подчинить потребностям войны, максимально мобилизовать все ресурсы.

Социально-экономическая политика советской власти периода Гражданской войны позднее получила название «военный коммунизм».
Почему «военный»? Потому что эта политика во многом была вызвана чрезвычайными условиями Гражданской войны. У нее была единственная цель - сконцентрировать все силы для победы над противником.

Почему «коммунизм»? Серьезное влияние на экономическую политику оказывали идеологические воззрения большевиков. Они мечтали о быстром, стремительном переходе к коммунизму. В новом обществе, полагали они, не будет частной собственности, торговли, рыночных отношений, производство будет подчинено единому плану, труд станет всеобщим, а распределение материальных благ - уравнительным. Определенное воздействие на экономическую практику большевиков оказывала и российская традиция активного вмешательства государства в управление экономикой.

В промышленности был взят курс на ускоренную национализацию всех ее отраслей. К июлю 1918 г. в стране насчитывалось немногим более 500 национализированных предприятий, к августу - более 3 тыс., к февралю 1920 г. - более 4 тыс. предприятий, включая средние и даже мелкие. Бывшие собственники лишались всяких доходов. Вся промышленность была подчинена нуждам фронта. Предприятия, не связанные с обороной, закрывались. Были введены всеобщая трудовая повинность и трудовая мобилизация населения в возрасте от 16 до 50 лет.

Из Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности. 29 января 1920 г.
1. В порядке трудовой повинности осуществить... привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению - независимо от постоянной работы по роду занятий - различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой для борьбы с последствиями общественных бедствий и т. п.
5. А. Предоставить губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных: а) в уклонении от учета и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в пользовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности...

В качестве заработной платы рабочим вместо денег выдавали продуктовый паек, талоны на питание в столовой, предметы первой необходимости. Была отменена плата за жилье, транспорт, коммунальные и прочие услуги. Государство, мобилизовав рабочих, фактически полностью брало на себя их содержание. Товарно-денежные отношения были упразднены. Под запретом оказалась свободная продажа сначала продовольствия, затем других товаров широкого потребления. Они распределялись государством.

Для руководства промышленностью, ставшей государственной, создавались специальные сверхцентрализованные органы, ведавшие учетом и распределением всей имевшейся продукции, - главки, или центры. Они управляли деятельностью тех или иных отраслей промышленности, ведали их финансированием, материально-техническим снабжением, распределением продукции.
Сельское хозяйство в период военного коммунизма. 2 декабря 1918 г. были распущены комбеды. Расчет на то, что комбеды помогут увеличить поставки хлеба, не оправдался. Цена же хлеба, который удалось получить в результате «вооруженного похода в деревню», оказалась неизмеримо высокой - всеобщее возмущение крестьян, вылившееся в серию крестьянских восстаний против
большевиков.

Из письма Н. К. Крупской наркому внутренних дел Г. И. Петровскому
«Комитеты бедноты» насильничают и безобразят. По составу - это не беднейшие крестьяне, а местные люди, забросившие хозяйство... Прикрывшись званием «Советского работника», восстанавливают против себя все и всех... Случаи расправы на местах с посмевшими пожаловаться на местный произвол Ленину не так-то редки... Эти «Комитеты бедноты» теперь особенно часто заставляют переживать горькие минуты, когда видишь, что вместо организации жизни в деревне создается ужасающий раскол.

Используя документ, дополните перечень причин, заставивших принять решение о роспуске комитетов бедноты.

В разгар Гражданской войны вернуть доверие прежде всего среднего крестьянства, которое после передела земли определяло лицо деревни, было абсолютно необходимо. Роспуск комитетов деревенской бедноты стал первым шагом в политике умиротворения среднего крестьянства.

11 января 1919 г. был издан Декрет о разверстке хлеба и фуража. Государство заранее сообщало точную цифру своих потребностей в зерне. Затем распределяло (разверстывало) его по губерниям, уездам, волостям и крестьянским дворам. Выполнение плана хлебозаготовок было обязательным. Продразверстка исходила не из возможностей крестьянских хозяйств, а из государственных потребностей. На деле это означало, что изымались все излишки хлеба, а часто и необходимые запасы. По сравнению с политикой продовольственной диктатуры изменилось лишь то, что крестьяне заранее знали намерения государства, но и это обстоятельство было немаловажным для крестьянской психологии. Продразверстка проводилась по классовому принципу: с бедных крестьян ничего, с середняка умеренно, с богатого много. В 1920 г. продразверстка распространилась на картофель и другие сельскохозяйственные продукты.

Экономическая политика белых.

Белые правительства не выступали открыто за возвращение к старым порядкам. Они выдвинули лозунг непредрешенности будущего общественного строя России, который должны были определить Учредительное собрание или Земский собор. Признавая необходимость решения аграрного и рабочего вопросов, белые правительства пытались разрабатывать компромиссные законопроекты. Однако в целом им так и не удалось выработать четкой позиции по этим и другим острейшим проблемам.

Эсер Б. В. Савинков о белом движении
Доблестные генералы не уразумели того, что идею нельзя победить штыками, что идее нужно противопоставить тоже идею, и идею, не вычитанную из книг... а живую, жизненную, понятную каждому безграмотному солдату и близкую его сердцу.

Законодательство правительства Колчака не предусматривало радикального разрешения аграрного вопроса и откладывало его до окончания Гражданской войны. Декреты советской власти объявлялись незаконными. Происшедшее за годы революции перераспределение земли юридически не закреплялось. Правительство Деникина в марте 1919 г. опубликовало проект земельной реформы. Речь шла о сохранении за собственниками прав на землю, установлении для каждой местности тех или иных земельных норм и переходе остальной земли к малоземельным «путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но и обязательно за плату». Окончательное решение земельного вопроса отодвигалось до полной победы над большевизмом и возлагалось на будущее Законодательное собрание. Пока же правительство Юга России потребовало предоставить владельцам захваченных земель третью часть всего урожая. Некоторые представители деникинской администрации пошли еще дальше, начав возвращать изгнанным помещикам их земли и усадьбы.

Белые правители Севера России издали указ, по которому помещикам возвращались весь засеянный урожай, все покосы, усадьбы и инвентарь. Пашня осталась за крестьянами до решения земельного вопроса Учредительным собранием. Но в условиях Севера наиболее ценными были покосы, поэтому крестьяне оказывались в зависимости от помещиков.

Таким образом, все белые правительства фактически аннулировали земельные приобретения крестьян, полученные на основе Декрета о земле. Поэтому белые очень быстро лишились симпатий крестьян, которые из двух зол - продразверстки и возвращения помещиков - выбирали первое.

Другим важным фактором перемены политических настроений крестьянства стала практика обеспечения белых армий продовольствием и фуражом. Не имея возможности централизованного снабжения своих армий, белые правительства перешли к практике самообеспечения. Каждое воинское подразделение самостоятельно определяло необходимое ему количество продовольствия и изымало его у крестьян. Насильственные реквизиции крестьяне воспринимали намного болезненнее, нежели действия большевистских продотрядов.

Реформаторская деятельность П. Н. Врангеля.

На последнем этапе существования Добровольческой армии была предпринята попытка переосмыслить идеологию и политику белого движения. Эта попытка связана с именем генерала П.Н. Врангеля, который в начале апреля 1920 г. был избран главнокомандующим и эвакуировал войска в Крым.

Петр Николаевич Врангель (1878- 1928) - барон, в 1901 г. окончил Горный институт. Служил в Иркутске чиновником для особых поручений при генерал-губернаторе. Участник Русско-японской войны. Окончил Николаевскую академию Генерального штаба, служил в гвардии. В Первую мировую войну командовал полком, бригадой, дивизией. В 1917 г. был произведен в
генерал-майоры, но, как сообщает его послужной список, «вследствие большевистского переворота от службы врагам родины отказался и в командование корпусом не вступил». С 1918 г. Врангель воевал в войсках Деникина, командовал Кавказской и Добровольческой армиями. Встав во главе Вооруженных сил Юга России, он разработал комплекс мероприятий, направленных на создание широкой социальной базы для своего движения.

Из сообщения по земельному вопросу правительства П. Н. Врангеля
Сущность земельной реформы... проста... Земля - трудящимся на ней хозяевам. Эта руководящая мысль... опирается на два основных стремления: охранить всякое землепользование, как оно установилось к настоящему времени, от нарушений, насилий и захватов и передать трудящимся на земле хозяевам пригодные для ведения хозяйства земли, казенные и частновладельческие..
.
За прежними владельцами часть их владений сохраняется, но размер этой части не устанавливается заранее... Плата за отчуждаемую землю должна вноситься новыми собственниками хлебом, который ежегодно ссыпается в государственный запас... Выручка государства от хлебных взносов новых собственников должна служить основным источником для вознаграждения за отчуждаемую землю прежних ее владельцев, расчет с которыми Правительство признает обязательным.

Создавались волостные земства и сельские общины, которые должны были стать органами крестьянского самоуправления взамен сельских Советов. Стремясь привлечь на свою сторону казачество, Врангель утвердил новое положение об автономии для казачьих земель. Рабочим было обещано новое фабричное законодательство, защищающее их права. Но время было упущено.
В условиях ожесточенного противостояния между красными и белыми население, и прежде всего крестьянство, было вынуждено смириться с военно-экономической программой большевиков, ясно давая понять, что оно не желает возвращения старых порядков. Это во многом обусловило победу красных в Гражданской войне.

Плетнева М. Е., учитель истории

Новомихайловской средней школы

Корсаковского р-на, Орловской области
Тема: «Экономическая политика красных и белых»

(история, 9 класс)

Данный урок разработан для учащихся 9 классов и спланирован на основе использования современных педагогических технологий - технологии компетентностного подхода, учебного сотрудничества, технике педагогической поддержки. Урок мотивирует школьников на активную учебную деятельность в ходе урока, так как через рассмотрение таких проблем, как неизбежность и пределы революционного насилия, идеология и социальная психология «военного коммунизма», крестьянство в гражданской войне, «белый» и «красный» террор выясняются причины победы большевиков в гражданской войне. Сопутствующая задача урока – подготовка учащихся к ГИА. Даётся разноуровневое домашнее задание.
Цель урока: сформировать представление учащихся о сущности политики военного коммунизма и экономической политике белых, выявить их влияние на итоги войны.
Образовательные задачи

Раскрыть суть политики «военного коммунизма», назвать причины, которыми она была вызвана;

Привести примеры мероприятий политики военного коммунизма в промышленности и в сельском хозяйстве;

Развивающие задачи : в ходе занятия учащиеся продолжат

Развитие умений сравнивать, давать оценочные суждения, мотивировать свой выбор, обосновывать и защищать свою позицию;

Развитие умения работать в группах, делать выводы, обобщать материал.

Воспитательные задачи : в ходе занятия учащиеся смогут

Высказать собственное мнение о причинах победы «красных» и поражения «белых».

Обсудить уроки Гражданской войны, познакомиться с мнениями историков по этому вопросу, поразмышлять и высказать своё мнение.
Основные понятия: военный коммунизм, трудовая повинность, продразвёрстка, аннулировать

Основные персоналии: П. Н. Врангель
Оборудование : доска, учебник §16, рабочая тетрадь §16, карта «Гражданская война в России 1918 – 1920 гг.», карточки с заданиями.
Эпиграф: «...гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей...

...братья, столь щедро и долго проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию. За её завтрашний день, который каждая из сторон видела и понимала по своему... Пусть над красным и белым обелисками вознесёт мать Россия венок скорби и уважения. Тогда придёт покаяние. И только тогда закончится гражданская война»

Б. Васильев

Ход урока.

1 этап. Оргмомент. Приветствие, проверка подготовки к уроку.

2 этап. Мотивация.

Посмотрите фрагмент из кинофильма «Свадьба в Малиновке».


  1. Что мы видим в представленном видеофрагменте?

  2. Почему герой сюжета ведёт себя таким образом?

  3. На основе представленных видеофрагментов сделайте вывод об отношении широких народных масс к белогвардейцам и красноармейцам.
Гражданская война – это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп. Это две наиболее организованные, непримиримые силы – белые и красные. И вот сегодня, спустя восемь десятилетий, оглядываясь назад, мы задаём себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской войне? Вопрос о причине победы большевиков продолжает оставаться остродискуссионным.

Вывод : Экономическая политика красных представлялась народу более привлекательной. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему.
3 этап. Целеполагание.

На уроке вы узнаете:


  1. как большевикам удалось подчинить экономику потребностям войны, какие меры предприняло советское правительство для достижения победы в Гражданской войне,

  2. что такое политика «военного коммунизма», «продразвёрстка»

  3. с какими предложениями в области аграрной политики выступали А. В. Колчак, А. И. Деникин, П. Н. Врангель
После урока вы сможете:

  1. Дать характеристику социально-экономической политики советской власти периода Гражданской войны

  2. Сравнить и дать оценку экономической политики «красных» и «белых»

  3. Высказать собственное мнение о причинах победы «красных» и поражении «белых»

4 этап. Исследование новой темы.

С началом Гражданской войны кризис в экономике усилился. Многие промышленные города оказались в руках белых. Экономические связи между предприятиями, между городом и деревней распались. В городах начался голод. Красная Армия нуждалась в бесперебойном снабжении вооружением, боеприпасами, одеждой, обувью, продовольствием. Чтобы максимально мобилизовать все ресурсы, советская власть в годы Гражданской войны прибегла к политике «военного коммунизма».
Прочитайте два последних абзаца на стр. 119 учебника и найдите ответы на вопросы:

1. Почему эта политика получила название «военный»

2. Почему «коммунизм»?

Заполните соответствующую схему в рабочих тетрадях на стр. 59.
Прочитайте первый абзац на стр. 120 учебника и докажите, что в промышленности был взят курс на ускоренную национализацию.
Прочитайте отрывок из документа (Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности от 29 января 1920 г.)


  1. Объясните, что такое трудовая повинность?

  2. На какие виды работ она распространялась?

  3. Какие меры обеспечивали её выполнение?

  4. Как вы считаете, с какой целью она вводилась?

Какой вывод можно сделать из приведённых ниже фактов:

В качестве заработной платы рабочим вместо денег выдавали продуктовый паёк, талоны на питание в столовой, предметы первой необходимости

Была отменена плата за жильё, транспорт, коммунальные и прочие услуги

Под запретом оказалась продажа продовольствия, а затем и других товаров широкого потребления.
Прочитайте последний абзац на стр. 121 учебника и выберете правильный ответ на вопросы:


  1. Какие цели преследовал декрет от 11 января 1919 г. «О развёрстке хлеба и фуража»?
А) усилить позиции комбедов

Б) вернуть доверие среднего крестьянства

В) ликвидировать кулачество


  1. Что изменилось в деревне после введения продразвёрстки?
А) крестьянам заранее сообщали, какое количество хлеба им предстоит сдать государству

Б) крестьянам оставляли половину полученного урожая

В) продразвёрстка распространялась только на кулаков

Выполните задание 1 в рабочей тетради на стр. 58
Послушайте рассказ учителя и заполните таблицу:

Выпишите в тетрадь термин «аннулировать» и его определение.

5 этап. Интерактивные упражнения
1 версия. Некоторые отечественные историки считают, что победа большевиков – это следствие непопулярности белого движения, кроме того неорганизованности крестьянства, которое было способно лишь на стихийные выступления без перспективной цели. А также большевистский террор, – жестокость, репрессии, большевики, вдохновленные примером французских якобинцев, уничтожали не только действительных, но и потенциальных противников.
2 версия. Другие историки расставляют акценты иначе: "Народ России дошел до такого состояния, что перестал верить кому бы то ни было. Солдаты перебывали и на одной и на другой стороне. Сражались в войсках Колчака, потом, взятые в плен, служили в рядах Красной Армии. Так на юге России население пережило 14 режимов, и каждая власть требовала повиновения своим порядкам и законам. Люди выжидали, чья возьмет. В этих условиях большевики переиграли всех своих противников".
Существует множество факторов, которые в сумме определили благоприятный для советской России исход в Гражданской войне.
Работа в группах

Прочитайте и проанализируйте источники, ответьте на вопросы. Назовите причины.
I группа

Из книги А.И. Деникина " Очерки русской смуты".

….между тремя основными народными слоями - буржуазией, пролетариатом и крестьянством легли непримиримые противоречия в идеологии, в социальных и экономических взаимоотношениях, существовавших всегда в потенции, углубленные революцией и обостренные разъединяющей политикой советской власти. Они лишили нас вернейшего залога успеха - единства народного фронта. В противобольшевистском стане все усилия политических и общественных организаций - правых и левых…были направлены не на преодоление этих противоречий, а на поиски "вернейшей" ориентации и "наилучших" форм государственного строя. Ни того, ни другого мы не нашли.

Вопросы и задания.


  1. В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?

  2. Как вы думаете, какую причину поражения деятели белого движения считают основной?

  3. На основании предоставленных документов сделайте вывод об отношении к белому движению широких народных масс.

II группа

Из политического доклада В.И. Ленин на VIII Всероссийской конференции РКП (б).

Было достаточно самого небольшого количества из имевшихся у Антанты армий, чтобы нас задавить. Но мы смогли победить врага, потому, что в самый трудный момент сочувствие рабочих всего мира показало себя…

Второй прием Антанты, вторая система ее борьбы состояла в том, чтобы использовать против нас маленькие государства…Все способы давления, финансового, продовольственного, военного были пущены в ход, чтобы заставить Эстляндию, Финляндию…Латвию, Литву и Польшу…идти против нас…но.. каждое из этих государств после пережитой империалистической войны не может не колебаться в вопросе о том, есть ли им расчет бороться сейчас против большевиков, когда другим претендентом на власть в России…является только Колчак или Деникин, т.е. представители старой империалистической России.

Вопросы и задания.


  1. Проанализируйте документ. Выделите международные аспекты победы большевиков.

III группа

Из воспоминаний П.Н.Милюкова.

…Военное руководство красными войсками попало в руки старых офицеров Генерального штаба и велось довольно искусно.

Вопросы и задания.


  1. Обратите внимание на высказывание П.Н. Милюкова. Как вы думаете, почему значительная часть русского офицерства пошла служить в Красную Армию?

  2. Проанализируйте документ, выскажите свою точку зрения по данному вопросу.

IV группа

Из работы И.В. Сталина.

Внутренняя Россия с ее промышленными и культурно - политическими центрами Москва и Петроград, - однородными в национальном отношении населением, по преимуществу русским, - превратилась в базу революции. Окраины же России, главным образом южная и восточная окраины, без военных промышленных и культурно- политических центров, с населением в высокой степени разнообразны в национальном отношении…- превратились в базу контрреволюции…

Из речи Л.Д. Троцкого.

Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых.

Вопросы и задания.


  1. Какие факторы, отмеченные в документах, предопределили победу большевиков в гражданской войне? Какие причины вы можете еще назвать еще?

  2. Как вы объясните слова Л. Д.Троцкого? Можно ли эти слова считать обобщенной формулой победы большевиков в гражданской войне?

  3. О каких преимуществах в ведении гражданской войны видно из речи И. В. Сталина?
6 этап. Новый продукт
Опираясь на факты, учащиеся выделяют причины победы большевиков в Гражданской войне:

  1. Прежде всего, интеллигенция поддержала социалистическую революцию в начальной стадии, уничтожающей консервативные устои России.

  2. Белое движение было малочисленно, т. к. не могло опереться на главную силу – крестьянство.

  3. Советской власти удалось организовать гигантскую военную силу путём насильственной мобилизации, политической обработки призвавших.

  4. Отсутствие необходимых специалистов, гражданских администраторов было причиной того, что необходимые реформы (аграрная) не были проведены белыми.

  5. Движение интернационалистов в России.

  6. Между белогвардейцами не было согласованности, политические расхождения.

  7. Иностранная интервенция, поддерживающая белое движение оттолкнула от него многих его сторонников.
Вывод: Таким образом, объективные и субъективные причины (факторы) в 1918 – 1922 гг. оказались в целом благоприятными для большевиков, что и предопределило исход Гражданской войны.
7 этап. Рефлексия

Учащиеся получают задания на карточках:
А1 Какое из перечисленных событий произошло раньше других?


  1. Публикация проекта земельной реформы правительством Деникина

  2. Издание Декрета о развёрстке хлеба

  3. Публикация Закона о земле А. В. Кривошеий

  4. Роспуск комбедов

А2 Политику «военного коммунизма» характеризует:


  1. Быстрое развитие тяжёлой промышленности

  2. Использование принципов хозрасчёта

  3. Свобода торговли между городом и деревней

  4. Введение продразвёрстки

А3 Для внешнеполитических взглядов большевиков 1918 – 1919 гг. было характерно:


  1. Желание наладить связи с правительствами западных стран с целью вывода Советской России из международной изоляции

  2. Стремление возродить российское государство, вернув в его состав все бывшие территории Российской империи

  3. Представление о неизбежности мировой революции в самое ближайшее время

  4. Мнение о возможности мирного сосуществования двух систем – социалистической и капиталистической

В1 Какие три из перечисленных понятий относится к политике «военного коммунизма»? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу


  1. концессия

  2. продразвёрстка

  3. денационализация

  4. трудовая повинность

  5. аренда

8 этап. Оценивание

9 этап. Домашнее задание

1 группа

Заполнить таблицу: внутренние и внешние факторы победы большевиков.
2группа

Эссе: есть ли на ваш взгляд оправдание красному или белому террору. Подберите свидетельства современников кровавого лихолетья
3группа

Составить тезисы на тему «Условия и образ жизни населения в годы Гражданской войны»


страница 1
Включайся в дискуссию
Читайте также
Агрессивный портфель александра Управление инвестиционным портфелем
Перевод работника по производственной необходимости
Где и кем работать: химическая технология