Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Становление христианской цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь. Христианская цивилизация Особенности христианской цивилизации

Когда народ много знает, им трудно управлять.

Лао Цзы

Взоры всего античного мира были прикованы к Риму. Смертельная болезнь Империи была прекрасно видна и абсолютно понятна современникам. Но особенно хорошо она была видна из провинции, где сохранялся уклад жизни сбалансированного социума. И особенно хорошо были видны и природа болезни, и возможные пути ее лечения из провинции, где контактировали множество различных древних, веками опробованных культур. Не удивительно, что именно в одном из таких мест и возникло христианство. Самый эффективный из существующих компенсационных механизмов, вобравший в себя одновременно и опыт предыдущих религий, и понимание, как противостоять животным инстинктам в условиях очень высокого уровня сытости и безопасности. Настолько эффективный, что стал фундаментом, основой доселе небывалой по своему могуществу и величию христианской цивилизации. Чтобы не отвлекаться, биологический смысл основных положений христианства мы вынесли в отдельную главку. Упомянем лишь самое основное, напрямую касающееся отношений полов. Уже в самой основе христианства, в легенде о первородном грехе в самом поверхностном смысловом уровне мы ясно видим заложенное там прямое антиматриархальное содержание. Вот оно: Бог (высший разум) отдал распоряжение не рвать плод. Однако женщина (высокопримативное существо) под влиянием Змия (животной сущности, инстинкта «укради») сорвала плод. И не только сорвала, но и дала мужчине попробовать, чтобы не нести личной ответственности. Так женщины и поступают в реальной жизни, мы покажем это позже. Мужчина же, вместо того, чтобы принять самостоятельное решение, пошел на поводу у женщины и исполнил принятое ей и навязанное ему решение. Тем самым он взял на себя ответственность за ее инстинктивные действия. В результате и у него, и у нее, и у их потомства возникли глобальные проблемы. Самый очевидный вывод, который делал из этой легенды любой современник, наблюдающий дряблых римлян, которыми помыкали их жены: «нельзя быть подкаблучником, потому что ответственность за несамостоятельное решение - громадна». Кроме того, одна из заповедей христианства – «не прелюбодействуй». Причем Иисус включил в понятие прелюбодеяния и помыслы о прелюбодеянии, и развод, и брак с разведенной женщиной. Таким образом осуществлялась максимальная поддержка пожизненного моногамного брака (устойчивого парного режима) и противодействие стадному сексуальному рынку. Ну и еще. На фоне демографического кризиса Рима, приведшего к его падению, в альтернативной оппозиционной религии не мог не возникнуть культ женщины-матери. Что и произошло. Как-то, гуляя по Лувру, я забрел в зал, посвященный искусству раннего христианства. Там были практически одни изображения Мадонны с младенцем. Очень показательно.

Основа христианства – свобода человека от животных инстинктов. Поэтому христианство было сначала встречено враждебно правящей верхушкой Империи, привыкшей управлять толпой, манипулируя ее животными инстинктами. И лишь когда эффективность новой религии стала очевидна (христиане не тратили свое время и ресурсы на удовлетворение животных инстинктов, а значит работали и жили лучше язычников), христианство постепенно стало доминирующей государственной религией на территории Европы.

Принципиальность католической церкви в антиматриархальном вопросе, а именно выведение ее полностью из-под женского влияния (обет безбрачия католических священников) дала изначально мощный толчок развития подконтрольным ей странам. Впоследствии святая инквизиция, проведя массовую «охоту на ведьм» и противопоставив женскому половому инстинкту инстинкт самосохранения, надолго отбила у женщин желание доминировать в обществе. Чем на несколько веков продлила жизнь европейской цивилизации. За века контроля инстинктивных программ европейцев католицизмом христианский мир успел начать научно-техническую революцию, провести мировую экспансию и взять под свой контроль полпланеты. Однако, к сожалению, католическая церковь, как и все предшествующие ей религиозные структуры, излишне увлеклась коммерческой стороной своей деятельности в ущерб основным обязанностям. Кроме того, встала на пути развития производительных сил. И как следствие, потеряла контроль над ситуацией. Это в свою очередь вызвало падение нравов и справедливое негодование паствы. Поэтому, в период Реформации 16-го века католическая церковь была частично реформирована, а частично вытеснена более либеральными протестантскими конфессиями. Это еще больше ускорило экономическое развитие соответствующих стран и привело к преобразованию их иерархий в непирамидальные демократические структуры. Благо, низкопримативный генофонд был к тому времени накоплен, и состав европейских социумов позволял такой переход. В итоге уровень технологий и материальной культуры вырос настолько, что жизнь стала достаточно безопасна и сытна.

Однако к тому времени печальный опыт Рима был забыт, и протестантские конфессии формировались больше в угоду текущей политической и экономической ситуации без четкого понимания опасности освобождения инстинктов. Кроме того, они были лишены реальной власти, а значит эффективной системы устрашения. То есть, возможности противопоставить стадным животным инстинктам прихожан инстинкт самосохранения. Компенсационный механизм потерял реальную власть и стал беспомощен. Протестантское духовенство не давало обета безбрачия и стало уже подконтрольно женской части общества. Христианские заповеди больше не воспринимались так же, как современниками падения Рима, как нечто очевидное. Требования традиционного христианства теперь во многом виделись как набор бессмысленных усложняющих жизнь ограничений, встающих на пути к получению удовольствий. И вот, под благородными лозунгами свободы личности, просвещения и борьбы со средневековым мракобесием культурная традиция была изменена, а животные инстинкты уровня человеческого стада выпущены из-под контроля. Довершили дело некоторые человеческие самцы, не обладающие пониманием роли религии в эволюции Человечества, но обуреваемые животным инстинктивным желанием получить наивысший ранг в ученой иерархии. Они не нашли ничего лучшего, чем для повышения собственного авторитета пнуть беззащитного теперь супердоминанта – Бога. Один из них объявил, что «Бог – умер». Другой, что «религия – опиум народа». Третий объяснил происхождение религии исключительно трусостью и невежеством древнего человека. А ее функциональное назначение представил исключительно как средство угнетения трудящихся. Попутно он нагородил столько околесицы, что потом сотни миллионов людей целое столетие расхлебывали последствия. Остальные бросились этим ученым самцам поддакивать, ломать «бессмысленные» догмы и нарушать культурные запреты. Так родился либерализм и свобода личности. То есть система освобождения инстинктов уровня животного стада. Эту тенденцию обычно называют падением нравов, морали, духовности. И с той поры чуть ли не каждый интеллектуал инстинктивно стремится выполнить ученый ритуал самоутверждения. Заявить о своем воинствующем атеизме и независимости свих животных инстинктов от нужд социума, т.н. «свободе личности». Церковь была отделена от государства и стала подвергаться регулярным нападкам со стороны «просвещенных» индивидов.

Логичным продолжением начавшейся разбалансировки европейских социумов было усиление ничем теперь не сдерживаемого доминирования женщин в обществе, вылившееся в движение суфражисток, и позднее – в феминизм. Стадный сексуальный рынок немедленно возродился и выплеснулся на улицы европейских городов разноцветьем модных женских нарядов, устанавливая культуру сексуальной провокации. Продвигая свой товар запланированного спроса – секс с помощью новейших технологий шоу бизнеса, моды, стиля и СМИ. Подчиняя себе политическую жизнь государств. Началась эра современного матриархата. Этап закономерной деградации половой и иерархической структур социума, лишенного системы противодействия животным инстинктам. Крах Римской Империи, дубль два.

Религия как система перепрошивки, видовой признак и параметр естественного отбора. Типы религий – 3 типа работы с инстинктами (запрет, приспособление и компенсация с помощью других инстинктов). Логика исторического процесса.

Если бы Бога не было, следовало бы его выдумать.

Вольтер

Внимание, важное определение!

Религия есть набор верований, правил и ритуалов, созданных в качестве противовеса животным инстинктам человека (т.н. страстям). Служит она для адаптации поведения и состояния человека к противоестественной для его биологической организации условиям крупного социума, сытости и безопасности. В качестве супердоминанта для давления на мотивацию человека через его иерархический инстинкт религия использует образ бога (богов). Одной из основных функций (величайшей функцией, если быть точным) религии является противодействие чрезмерному доминированию женщин в противоестественных для существования живого существа условиях сытости и безопасности. С религией тесно связана культурная традиция, позже закрепленная в виде законов, дополняющая и дублирующая функции религии. Обычно закон и традиция берут на себя регламентирующую и карательную функцию, а религия – текущую повседневную, в том числе индивидуальную психологическую работу с людьми.

Религия дает отдельным людям набор правил и алгоритм поведения, необходимые для поддержания эффективности общества в целом а также эффективности индивида внутри общества.

У биологического вида Человек разумный с укрупнением племен и появлением материальной культуры естественный отбор пошел по принципиально новому пути. Основным параметром селекции стала способность компенсировать вредные в новых условиях инстинкты уровня животного стада. Главным образом, такой компенсационный механизм, как религия и традиция.

Без религии, нейтрализующей первобытные животные инстинкты индивида, общество существовать не может, быстро деградирует и распадается на пирамидальные первобытные иерархии. Поэтому любой желающий выжить социум бережно хранит свою религию и традиции. Тот способ нейтрализации животных инстинктов, который уже доказал свою работоспособность, то есть является гарантией жизнеспособности.

Прогресс общества проявляется либо в росте пирамиды, либо в превращении ее в грибовидную структуру. В обоих случаях происходит уменьшение примативности. Регресс связан с увеличением примативности, принятием иерархий пирамидальной формы и распадом крупных структур на мелкие.

Высокопримативному составу социума соответствует пирамидальная структура и религия с мощной системой устрашения. Низкопримативному – не пирамидальная демократическая структура и сложное законодательство. Социумы с различными составами и иерархическими структурами друг с другом не смешиваются и не преобразуются друг в друга иначе, как за значительный, достаточный для генетической селекции, исторический период либо в результате геноцида. В крайнем случае, сосуществуют независимо либо в качестве чужеродных автономных включений друг в друга (диаспора, банда, мафиозный клан и т.п.). Явление носит название культурной несовместимости.

Чем ниже примативность общества, тем выше уровень организованности и материальной культуры. Процесс снижения врожденной примативности и выработки механизмов, нейтрализующих стадные инстинкты, называется цивилизацией. Общество с низкой средней примативностью индивидов и нейтрализованными стадными инстинктами – цивилизованным.

Повторим еще раз, более прямолинейно, образно и наглядно:

Выражаясь современным техническим языком, человек подобен биороботу, оказавшемуся в условиях, сильно отличающихся от тех, для которых был спроектирован. В том числе, прошитое в управляющем поведением этого биоробота компьютере программное обеспечение не соответствует этим новым условиям. Поэтому поведение биоробота не адекватно этим новым условиям. И для обеспечения функционирования этого биоробота требуется его перепрограммирование. И эти биороботы оказались настолько продвинутыми, что создали систему перепрограммирования самих себя. Религия и является такой системой перепрограммирования, адаптирующей этого биоробота к новым условиям.

Таким образом, эти люди - биороботы делятся на 3 категории.

1. Перепрограммированные. Это люди с адаптированными к конкретным условиям существования и технологиям производства инстинктивными программами. Вредные элементы этих программ – отключены или подавлены. Полезные – инициированы и развиты. Кроме того, активированы новые программы, усвоенные в процессе обучения. Поведение таких перепрограммированных людей в среднем адекватно новым условиям существования и технологиям производства. Поэтому общество, состоящее из таких перепрограммированных людей, работает эффективно. Оно успешно развивается и выдерживает конкуренцию со стороны других обществ.

2. Неперепрограммированные. Это люди с неадаптированными к новым условиям жизни инстинктивными программами. Такие люди, живя в цивилизованном обществе, ведут себя как в первобытном стаде. Соответственно своей стадной прошивке. Примеры вредных участков программ, которые ими управляют: неконтролируемая агрессия, инстинкт «укради», свободный сексуальный рынок. Поведение этих людей неадекватно новым, цивилизованным условиям существования. Чем больше таких людей в обществе, тем ниже эффективность этого общества. Оно хуже развивается, теряет стабильность и проигрывает обществам - конкурентам. Поэтому сбалансированный социум вынужден от неперепрограммированных людей избавляться методом уничтожения, изгнания и изоляции. Либо старается их перепрограммировать.

3. Перепрограммированных иначе. Это так называемые иноверцы. Они перепрограммированы для существования в другом типе общества. Их поведение в лучшем случае, лишь частично адекватно условиям существования и технологиям производства данного общества. И они стремятся выстраивать свои собственные общества внутри того, в котором живут (диаспоры, национальные мафии и т.п.). Эти чужеродные включения ослабляют общество. Поэтому сбалансированный социум от иноверцев избавляется как от неперепрограммированных или перепрограммирует вторично.

Поэтому в большинстве сбалансированных социумов принята единая обязательная система перепрограммирования – государственная религия. С неверующими и иноверцами ведется систематическая борьба. Вера в сбалансированном социуме является критерием адекватности поведения, идентификатором «свой – чужой» а также средством облегчения коммуникации между индивидами. В первую очередь, в процессе воспроизводства. Поэтому программы межполового взаимодействия отлаживаются особенно тщательно. В разбалансированном социуме напротив, насаждается толерантность, то есть терпимость к иноверцам. Но в момент, когда иноверцев становится слишком много, они обычно уничтожают коренное толерантное население разбалансированного социума. И занимают освободившуюся территорию. Классические примеры из недавнего прошлого – Нагорный Карабах и Косово. Биороботы разных полов с несовместимыми, конфликтующими активными программами стабильную пару образовать не могут принципиально. Поэтому в разбалансированном социуме происходит развал внутренней парной структуры.

Человек современный отличается от своего древнего, живущего в стаде предка по двум основным параметрам. Во-первых, это уровень сытости и безопасности существования, а во-вторых, уровень примативности. Таким образом, система перепрограммирования формируется с учетом тех значений этих двух параметров, которые существуют в момент формирования системы перепрограммирования. Однако каждый раз с изменением в социуме значений этих параметров в ту или иную сторону, система перепрограммирования дает сбой. Поэтому периодически происходит деградация либо развитие различных социумов и связанные с этим возникновения новых и реформации старых систем перепрограммирования - религий. Гумилев назвал эти колебания словом «пассионарные».

В этом нехитром принципе и заключается вся логика исторического процесса развития Человечества.

Работать с вредными инстинктивными программами можно тремя способами.

1. Приспособиться к ним. Этот путь преобладает в индуизме. Человек путем «духовных практик» «познает себя», то есть изучает свои эмоциональные состояния, в которые его вводят инстинкты. Затем учится погружать себя в состояние, в котором не испытывает эмоционального дискомфорта от того, что его инстинктивные программы противоречат рассудку и действительности. Однако, за такое блаженное состояние приходится платить сниженной мотивацией к активности, следовательно низкой суммарной эффективностью социума в целом. Общество стагнирует веками, хотя и стабильно.

2. Ввести жесткую систему запретов и регламентаций, закрепив ее авторитетом бога и страхом наказания при жизни и после смерти. Этот путь, например, хорошо реализован в исламе. Тоже работает. Но социум остается высокопримативен и неэффективен. Как следствие – низкий уровень жизни, если нет нефтяных месторождений. Кроме того, блокируются творческие направления человеческой деятельности, так как их трудно совместить с жестко регламентированным мышлением. Жестко регламентированное мышление больше подходит для солдат, так как им очень легко манипулировать, доведя до фанатизма. Поэтому часто ислам – это религия военизированных социумов.

3. Нейтрализовать одни инстинктивные программы с помощью других. Этот путь лучше всего реализован в христианстве. Впрочем, параллельно с первыми двумя. Христианство вообще вобрало в себя много полезного из более древних религий.

Вообще говоря, теоретически есть четвертый путь – вооружить рассудок человека полноценными знаниями о его инстинктах. Тогда человек сможет самостоятельно их контролировать. Этот путь пока нигде не реализован в связи с отсутствием таковых знаний. Однако с выходом настоящей книги этот путь становится возможным.

Обычно религия дублирует закон. Закон создает прямую угрозу, действуя через инстинкт самосохранения. А религия - создает дополнительные психологические барьеры, действуя на все доступные инстинктивные программы.

Верую в Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли. И в Иисуса Христа, Единого Его Сына, Господа нашего, который зачат от Духа Святого, родился от Марии Девы; страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен; сошел в ад; в третий день воскрес из мертвых; восшел на небеса, сидит одесную Бога Отца Всемогущего; оттуда придет судить живых и мертвых. Верую в Духа Святого, Святую Вселенскую Церковь, святых общение, оставление грехов, воскресение плоти, жизнь вечную. Аминь.
Христианство призывает к единению в религии, к любви, которая не должна делить людей на своих и чужих. Смыслом и центром жизни являются сердце и любовь. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас». Главное правило этики - сострадание, сочувствие, деятельная любовь к ближнему.
Основные добродетели - рассудительность, справедливость, воздержание, мужество.
Законы божьи - десять заповедей - должны соблюдаться по вере, а не по букве. Бог видит все, и место в раю определяется земными делами, чистотой слов и помыслов. Бог дал свободу совести: «никто, кроме Господа, невластен над мыслями и поступками моими». Человек несет ответственность за свои личные действия и имеет возможность выбрать путь, ведущий к спасению. Страдания - это испытания, и именно страдающим откроется божья благодать. Земной долг человека перед Богом - труд, и «человек тем болееугоден богу, чем лучше он работает на Земле».
Признается греховность человека, и дается ему искупление грехов через веру в Иисуса. Для преодоления главных грехов - гордыни, жадности, блуда, зависти, чревоугодия, гнева и лени - надо ежедневно делать испытание своей совести (самооценку) и периодически исповедываться перед священником. Церковные кары за нарушение заповедей сводятся к запрету принимать святые таинства, отказу в церковном погребении, отлучению от Церкви.
Христианами называют себя свыше 1,5 млрд. чел., или 27% жителей Земли. Среди них католиков - более 1 млрд., протестантов - 450 млн., православных и монофизитов - 150 млн. чел. Христиане составляют подавляющее большинство (более 85%) населения Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, Океании и Филиппин; свыше 2/3 населения Южной и Центральной Африки; до половины населения Восточной Африки и около 1/3 - вЗападной Африке и Южной Корее. Христианства придерживаются около 1/3 русских, украинцев и белорусов. Высокая религиозность (соблюдение церковных обрядов) характерна для всех католических стран, кроме Франции. В протестантских странах религиозность падает, растет доля неверующих. В США церкви посещает 46% населения, а во Франции, имеющей наибольшую на Западе коммунистическую партию, - 30%. В большинстве христианских стран школа не отделена от церкви, основы религии преподаются и в государственных школах. Исключение составляют США, Франция и посткоммунистические страны, и именно в них наблюдаются самые высокие уровни хулиганства, пьянства, хамства, воровства и других пороков.
На базе единой христианской идеологии в рамках цивилизации сложились, тем не менее, две различные общественные системы - западная (католическо-протестантская) и восточная (православная, или ортодоксальная), которые часто считают даже разными цивилизациями.
В раннем христианстве под Царством Божьим, о котором говорил Иисус Христос, понималось объединение всех христиан в рамках единой Вселенской Церкви (по-гречески - католической). В Западной Европе католической церкви в упорной борьбе удалось отстоять независимость от государства. «Христиан не интересует, где живет и есть ли вообще император!» - таков был знаменитый ответ римского папы на требование византийского императора переехать в Константинополь. Единая империя на Западе не сложилась. Государств оказалось много, а церковь - одна, могучая и строго централизованная. Каждому европейскому властителю волей-неволей приходилось действовать с оглядкой на папу и епископа, считаться с христианскими заповедями. В обществе восторжествовал принцип «идея выше власти», окрепло право на свободу совести и личности, человек привык самостоятельно решать, кому и как служить. Личное достоинство, самоуверенность и самонадеянность, инициативность, гордость и независимость - типичные черты европейских национальных характеров.
Испанец при всей своей беспечности в обыденной жизни, отличается от массы других народов духом спокойной решимости, стойким мужеством и неутомимой тягучестью. Дело у него следует за словом. Сознавая себе цену, испанец даже униженный судьбою до последней степени, говорит о себе с некоторой гордостью.\
Чувство естественной доброжелательности влечет француза к себе подобным, дух справедливости руководит им в его отношениях с людьми; он очаровывает своей услужливостью, притягивает своей любезностью, во всем действует с осторожностью и чувством меры. Высказывая свой ум, не старается при этом унизить ум других
Редкое чувство уважения к закону, крепкая приверженность к старине, железная сила воли, изумительное трудолюбие и постоянство, смелая предприимчивость и холодная расчетливость - вот те народные черты, которые помогли Британии стать тем, что она есть. Недостаток симпатии к ближнему, холодный эгоизм, часто выражающийся в бездушии - темные стороны английского характера.
Политическое и экономическое развитие Западной Европы шло через конкуренцию сильных государств, а идеология с XVI в. совершенствовалась через конкуренцию католической и протестантских церквей. Не имея светской власти и гарантированной силовой поддержки, церковь занималась совершенствованием идеологической обработки населения. Она поощряла развитие миссионерства, образования, культуры, медицины, науки. Философские споры в центрах подготовки священников (университетах) отразились на социальном развитии.
В мадьярских деревнях мирно стоят рядом католическая и протестантская церкви. Этой замечательной веротерпимостью мадьяры прежде всего обязаны своему духовенству, самому интеллигентному и просвещенному классу общества в Венгрии. Конечно, на высших духовных должностях попадались и люди недостойные, но большинство приобрело самую лучшую репутацию.
Польская душа вытягивается вверх, она аристократична и индивидуалистична до болезненности, в ней сильно чувство чести и чувствуется способность к жертве и неспособность к смирению. Русских всегда поражает в поляках недостаток простоты и прямоты и отталкивает чувство превосходства и презрения. Полякам всегда недоставало чувства равенства душ человеческих перед Богом, братства во Христе. Это - католический духовный тип, в котором есть переживание страстей Христовых. Польский мессианизм жертвенный, не связанный с государственной силой, с успехом и господством в мире.
По скорости прогрессивных изменений в экономике, политике и культуре с Западом не может сравниться ни одна другая цивилизация мира. Утверждение уважения к правам личности, веротерпимости, техницизма (замена религии технологией), капитализма (товаро-денежных отношений), демократии и социализма (совершенствование общественного управления) - вот главные достижения Западной цивилизации.
Современный государственный строй стран Запада является наиболее близким к «политии» - идеальной модели государства, сформулированной Аристотелем в IV в. до н. э. Здесь действует двухпартийная система: две крупные политические партии представляют конкурирующую олигархию, а демократические выборы позволяют населению менять правителей. В Западной Европе эти две партии представляют христиане и социалисты; первые гарантируют развитие общества в рамках христианской морали, вторые стремятся к «социальной справедливости»; те и другие вынуждены учитывать конкуренцию. В США две основные партии - республиканская и демократическая, но первая представлена протестантами (граждане англосаксонского, немецкого, скандинавского происхождения), а вторая - католиками (лица ирландского, итальянского, польского происхождения).
С конца XVII века Западная цивилизация безудержно расширяется и распространила свое влияние на весь мир. В течение 250 лет (до конца второй мировой войны) судьбы человечества определялись взаимоотношениями между западными государствами. Сегодня Запад объединен как никогда (в рамках ЕЭС, НАТО, ОЭСР и других межгосударственных организаций). Рост цивилизации продолжается: ее давление на мировое сообщество ощущается во всех сферах общественной жизни - в политике, экономике, искусстве, этике, философии. Все другие цивилизации мира поставлены перед дилеммой: либо «вестернизация» своих обществ, либо сохранение своей отсталости. Однако географическая экспансия и духовный рост находятся в обратной зависимости друг от друга. Перекос интересов западных обществ в экономику и материальное обогащение сопровождается ростом антисоциальных явлений (преступность, наркомания, пьянство), обострением нравственных проблем (порнография, разврат, разводы, аборты), вульгаризацией массовой культуры и т.д.
Обнадеживает, что большинство западных христианских церквей активно участвует в идейной и общественно-политической жизни государств: содержат детские сады и больницы, школы и университеты, научные институты, типографии, радио- и телевизионные компании; ведут миссионерскую работу среди иноверцев и неверующих; формируют политические партии и международные организации; выдвигают законопроекты в парламентах; выступают за безопасность и разоружение, за ненасилие и прекращение военных конфликтов и т.д. Это гарантирует поддержание морально-этических устоев западной цивилизации.
В Восточной Европе еще во времена Византийской империи церковь была порабощена государством. Императоры ставили и удаляли епископов, издавали декреты с предписаниями, во что следует или не следует верить. Религия стала инструментом государственной власти, а церковь - министерством по духовным делам, поддерживающим и оправдывающим политику правящих режимов. Идеологические проблемы решались посредством армии, поэтому в миссионерской работе не было нужды. Низшее духовенство, уровень образования которого крайне невысокий, особенным уважением среди румынского народа не пользуется.
Духовенство не пользуется авторитетом у сербов, многие из священников невежественны и расчетливы. Чему дети могут научиться у монахов, которые сами-то ничего не знают, кроме пения псалмов?
Большинство болгарского духовенства не отличается ни образованием, ни умственным развитием; оно усвоило только внешнюю сторону христианства. Монахи их далеко не аскеты.
В итоге сформировалась православно-христианская цивилизация: власть выше идеи и личности, человек - винтик государственной машины, деспо тизм, дисциплина, страх перед властью, религиозная лояльность - основной принцип социального единства. Ничтожная по догматике разница в вере с католиками повлекла самые печальные последствия: отчуждение между народами, почти полный разрыв экономических и культурных связей с Западом, отставание в развитии. Энергия общества целиком уходила на решение государственных проблем, прежде всего военных. Для обеспечения армии собирались неимоверные налоги, разрасталась армада чиновников, было законсервировано государственное и помещичье землевладение, поддерживалась жесткая централизация управления территориями и экономикой.
Сильнейшая в свое время Византийская империя надорвалась в потугах удержать земли в границах бывшей Восточной Римской империи, вела беспрерывные войны с близкими и дальними соседями, пока ее не добили турки. Произошло затем массовое культурное и религиозное отступничество населения. Реконкисты типа испанской в Византии не случилось.
Два основных балканских народа - болгары и сербы - истекли кровью в междоусобной борьбе за «византийское наследство»; их «независимые» автокефальные церкви поддерживали неугомонных правителей. В течение нескольких столетий европейцы страшились проезжать через Балканы, пока турки силой не навели там «порядок», который затем поддерживали около 500 лет. Пришедший в XX в. новый период независимости ознаменовался уже тремя войнами (1912-18, 1941-45, 1991-96 гг.) и грозит новой войной.
После захвата Малой Азии и Балкан турками центр православного мира переместился на Русь. Московское княжество - «Третий Рим» - унаследовало византийские традиции авторитарного управления, жесточайшими репрессиями ликвидировала былые вольности, стеной отгородилось от «латынян». Все усилия были сконцентрированы на внешней экспансии, и в период с 1462 по 1914 гг. территория княжества и империи «прирастала» по 135 кв. км в сутки! Под влиянием «особого» русского православия оформилась идеология «особого русского пути»; самомнение властителей и народа о собственном величии и исключительности не имело равных. При этом рост культуры отсутствовал, почти все значимые технические, экономические и культурные ценности заимствовались с Запада. Личную свободу русские крестьяне получили лишь в 1861 г., а экономическую - с момента столыпинских реформ 1905-12 гг.

Изучая историю и теологию русской православной церкви, «истинной церкви Христовой», приходится признать характерными ее чертами консервативный дух, незыблемую неподвижность догмы, уважение к канонам, большое значение формул и обрядов, рутинную набожность, пышный церемониал, внушительную иерархию, смиренную и слепую покорность верующих (М.Палеолог).
В Московии власть, достигнутая одним родом, была благоговейно почитаема народом: «не Москва дает закон князю, а князь дает закон Москве». Регулятора своих собственных поступков русские искали не в самих себе, а в воле властителя. Ни один государь не был более популярен на Руси, чем Иван Грозный (Ф.Гельвальд).
Где соберутся три немца, там они поют квартет. Но где соберутся четыре русских, там они основывают пять политических партий. В русской действительности героические решения может принимать только один человек (В.В.Шульгин).
Русское православие не ставило слишком высоких нравственных задач личности. Русскому человеку прежде всего предъявлено требование смирения, которое и было единственной формой дисциплины личности. Лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться. Германец чувствует, что его не спасет Германия, он сам должен спасти Германию. Русский же думает, что не он спасет Россию, а Россия его спасает. Русский никогда не чувствует себя организатором, он привык быть организуемым (Н.Бердяев).
Русский народ лишен нравственного начала. Остерегайтесь русского - у него больше воображения, чем ума, и больше ума, чем нравственности! Русский ум - задний ум; русский бог - авось, небось да как-нибудь! (Ж.Мишле).
Русские видят патриотизм в верности идеологии и государству, а не духу родной земли. Импульс движению дает власть, а масса русских следует за ней, что говорит о их равнодушии и апатии (Т.Драйзер).

Октябрьская революция 1917 г. в России сопровождалась массовым отходом населения от культуры и идеологии православной цивилизации - свидетельство разложения, подобного византийскому. Заповеди христианской любви были заменены моралью «классовой борьбы». Новый режим объявил себя истинной марксистской ортодоксией, снова заявив об уникальной судьбе России. Руководство СССР при поддержке народа возвратило территориальные потери 1918-22 гг., сделало новые территориальные приобретения в Европе и Азии. Расширение «социалистического лагеря» и «братская помощь» странам «социалистической ориентации» - это не что иное, как откровенная борьба за мировое господство. Уничтожив культурный слой наций, вернув народ к полуфеодальным производственным отношениям, названным социалистическими», коммунистический режим нанес сокрушительный удар по моральным устоям общества. Очевидно, что следующий этап развития этой цивилизации - гибель. Вероятность рождения на ее базе новой цивилизации следует считать нулевой, поскольку русский народ по характеру не творец, а исполнитель, причем плохой. Можно предполагать постепенное слияние России с западной цивилизацией, как это происходит, например, с Грецией.

По просьбе автора выкладываю пост в этом сообществе. опубликована еще и здесь http://community.livejournal.com/bursaki/ Статья Алексея Минина появилась в результате нашей беседы о постмодернизме.
основные тезисы беседы были
Постмодерн - как инструмент для наполнения любой культуры христианским содержанием. В том числе и в первых веках христианства.
Постмодерн сегодня- как инструмент для иронии над пафосностью церкви.
Как выразить христианское откровение на языке постмодерна, если термины античной философии - типа Троица, Единородный и т.д. уже ничего не говорят современному человеку.
Подготавливается еще три статьи в продолжении темы.

Христианство и цивилизация

В силу исторических обстоятельств христианское Откровение нашло свое внешнее выражение в рамках греко-римской эллинистической цивилизации и ее преемницы - цивилизации Запада. Вследствие этого обозначившийся в двадцатом веке кризис цивилизации Запада стал рассматриваться и как кризис христианства в целом. В этой связи возникает вопрос насколько вообще правомерно связывать христианство да и другие мировые религии с какой-то конкретной цивилизацией и ее культурой? Насколько корректен с религиозной точки зрения такой термин как "христианская цивилизация"?
Мировая религия всегда обладает универсальной направленностью, она обращена к человеку вообще вне его связи с обществом, культурой и тем более государством. Ее связь с конкретной культурой всегда носит случайный характер и не обуславливается ею.Культура может выступать в качестве проводника и оформляющего принципа религиозного откровения не влияя тем не менее на его сущность и всегда может быть заменена в случае необходимости любой другой. Кроме этого ни одна культура не состоянии полностью и адекватно выразить и воплотить религиозное откровение и поэтому с религиозной точки зрения всегда представляет собой неудачу.
Само понятие "цивилизация", употребляемое в тех случаях, когда говорят о "христианской цивилизации" предполагает нечто, ограниченное пространственно-временными рамками и обусловленное историческими, социо-культурными и другими обстоятельствами, что в контексте универсальной направленности мировых религий представляется противоречием в определении. Крушение такой цивилизации, вследствие внутренних или внешних причин будет если доводить этот подход до конца и гибелью христианства в целом. Но христианство провозглашает вечность и незыблемость своих истин "небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут" и ни одна культура никак не может считать себя единственно возможной формой выражения христианского откровения. Сама по себе истина ничего не потеряет если одна форма ее внешнего выражения сменит другую. Она останется истиной какие бы культурные формы не принимала.
Процесс цивилизации направлен на обживание бытия, на создание внутри него некоего ограниченного пространства, воспринимаемого человеком соответствующей культуры как свой дом. Для европейского человека таким домом становится построенный в соответствии с категориями человеческого разума Космос - своего рода объективация осознавшего себя разума на окружающую неразумную реальность. Эта реальность, воспринимаемая как внушающий ужас беспредельный неоформленный Хаос всегда угрожает существованию этого дома. Преодоление, космизация Хаоса была воспринята в качестве основной задачи европейской цивилизации первоначально на уровне мифологии и затем по мере рационализации мифа была положена в основу формировавшихся философии и науки.
По сути все существование европейской цивилизации есть борьба с первоначальным Хаосом за собственный дом, за построение разумного Космоса. Эта борьба изначально лишена смысла. Хаос поглощает все человеческие достижения, что осмысляется в сознании культуры в форме мифа о вечном возвращении. Тем не менее стремление к гармонизации бытия двигало культурой на протяжении многих веков.
Античная культура, синтезировав достижения цивилизаций Ближнего Востока с их высокоразвитыми космогониями, смогла создать образ разумного и гармонично устроенного Космоса. Этот образ постоянно воспроизводился в различных формах на протяжении всей истории цивилизации Запада. Христианское откровение не содержит развернутых космологий, библейская космогония занимает ничтожно малое место и возникла по мнению современных библеистов во время Вавилонского плена под влиянием вавилонской культуры, а христианское богословие просто заимствовало основные космологические положения античной культуры, не создавая собственных. Идея разумного и гармонично устроенного Космоса присутствовала в христианском богословии настолько насколько это было обусловлено соответствующим культурным пространством. Но христианское Откровение могло бы получить свое богословское оформление и в рамках другой культуры, где, например, гармонично устроенный Космос не являлся бы неотъемлемой частью положенного в основу культуры мифа. При этом оно не утратило бы своего сущностного содержания. Религиозное откровение это призыв Бога, обращенный к человеку, а религия есть ответ на этот призыв, который может принять любую культурную форму, воплотиться в любой культуре независимо от уровня ее развития.
Цивилизация стремится скорее поставить себе на службу универсальное откровение ввести его в свою культуру в свою мифологию, чем следовать его призыву. Ярким примером такого использования могут служить национальные мифы о какой-то особой избранности того или иного народа, государства или общественного строя. Достаточно вспомнить русские национальные мифы о Москве - "третьем Риме" или о "белом клобуке", являющих собой пример национальных мифологий, использующих мировую религию в собственных целях. Такое "окультуривание" Откровения дает возможность представить его как одну из составляющих данной культуры, как этап в ее развитии и в конечном счете как ее собственный продукт. Примером такого "окультуривания" могут служить философские системы Гегеля или Шеллинга, представляющие традиционное христианство как один из этапов развития духа, нашедшего свое конечное воплощение в европейской культуре.
В этом смысле абсолютно логичен был взгляд мыслителей Просвещения на эпоху Средневековья, с его попыткой воплотить в рамках европейской цивилизации (естественно попыткой неудачной) христианское откровение как "темные века" как некий "провал" в истории. О. Шпенглер также проявляет удивительную интуицию проходя в своем анализе цивилизации Запада фактически не учитывая христианского фактора и совершенно справедливо отказывая ей в именовании "христианская". Следуя тому же принципу Адорно и Хоркхаймер представляют в своей "Диалектике Просвещения" в качестве основного текста западной цивилизации "Одиссею" Гомера, а не Библию.

Христианство внесло свой вклад в формирование так называемой "христианской цивилизации", но не сводимо к ней. Ее культура не является единственно возможной формой выражения христианского Откровения и не определяет его сущность, что делает абсолютно бессмысленным сам термин "христианская цивилизация". Употребление данного термина означает претензию локальной цивилизации на единственно верное выражение универсальной религиозной истины, и с религиозной точки зрения является некорректным.

Римскую Империю не спасли ни ее богатство, ни отлаженная, совершенная по тем временам военная машина, ни отлаженный как часы государственный механизм. Благополучие и безопасность породили матриархальный уклон, а традиционная религия с ним не справилась. Марк Катон Старший писал: «Везде мужи управляют женами, а мы, которые управляем всеми мужами, находимся под управлением наших жен». Самочный инстинкт римлянок не воспринимали римлян-подкаблучников как генетически полноценных самцов. А самка от слабака много детенышей заводить не будет, хоть убейся. Закон природы. В результате - демографический спад и гибель под мечами варваров. Как ни призывали цезари римлянок рожать детей, все было тщетно. Для компенсации спада численности римлян пришлось давать гражданство варварам и набирать в армию выходцев из стран потенциального противника. Жрецы древних языческих богов слишком увлеклись стяжательством и борьбой за власть. Другими словами пошли на поводу у собственных животных инстинктов и не справились со своими прямыми обязанностями - контроль инстинктов соплеменников и противостояние матриархальной тенденции. И как следствие, погибли вместе с согражданами. Стандартная ситуация.

Но это еще не все. Известен классический эксперимент. Подопытной собаке в мозг, в центр наслаждений вживляли электрод. Ей просто достаточно было слегка нажать на педаль, чтобы получить удовольствие. И собака нажимала на педаль. До тех пор, пока не подыхала от истощения. Известен другой классический эксперимент «мышиный рай». Мышам создавали идеальные условия. Обильный качественный корм, чистота, безопасность, уютные теплые жилища. Первые поколения благоденствовали и плодились. Но спустя несколько поколений мыши уже скучали, не размножались, проявляли беспричинные приступы агрессии и в конце концов все передохли. Римляне вели себя точно так же. Купаясь в награбленных по всему античному миру богатствах, они концентрировали свою активность на смаковании удовольствий и развлечениях. И теряли способность выполнять свои прямые функции - обеспечение воспроизводства и рабочего режима социума. Сотнями тысяч погибали на арене Колизея гладиаторы. Рекой лилось вино. Патриции обжирались изысканными яствами. Плебеи

Бесплатным хлебом. А о безумствах и извращениях римских властителей ходят легенды и по сей день. Ни одно живое существо не рассчитано ни на постоянное неограниченное получение удовольствий, ни на абсолютное благополучие. Противоестественный режим - смертелен.

Как-то раз я бродил по Эрмитажу. «Какие-то не мужественные лица у этих римлян» - сказала тогда моя спутница, разглядывая античную коллекцию бюстов и скульптур. Чутьем самки она сквозь толщу веков безошибочно определила ослабленных благополучием подкаблучников. Точно также любой женщине одного взгляда, мельком брошенного на встречного мужчину, достаточно, чтобы определить, свободен он или под каблуком у жены. Кстати, это несложно. Я и сам потом научился. У мужчины подкаблучника затравленный вид, и

в глазах читается страх.

2.5 Христианская цивилизация

Когда народ много знает, им трудно управлять.

Взоры всего античного мира были прикованы к Риму. Смертельная болезнь Империи была прекрасно видна и абсолютно понятна современникам. Но особенно хорошо она была видна из провинции, где сохранялся уклад жизни сбалансированного социума. И особенно хорошо были видны и природа болезни, и возможные пути ее лечения из провинции, где контактировали множество различных древних, веками опробованных культур. Не удивительно, что именно в одном из таких мест

и возникло христианство. Самый эффективный из существующих компенсационных механизмов, вобравший в себя одновременно и опыт предыдущих религий, и понимание, как противостоять животным инстинктам в условиях очень высокого уровня сытости и безопасности. Настолько эффективный, что стал фундаментом, основой доселе небывалой по своему могуществу и величию христианской цивилизации. Чтобы не отвлекаться, биологический смысл основных положений христианства мы вынесли в отдельную главку. Упомянем лишь самое основное, напрямую касающееся отношений полов. Уже в самой основе христианства, в легенде о первородном грехе в самом поверхностном смысловом уровне мы ясно видим заложенное там прямое антиматриархальное содержание. Вот оно: Бог (высший разум) отдал распоряжение не рвать плод. Однако женщина (высокопримативное существо) под влиянием Змия (животной сущности, инстинкта «укради») сорвала плод. И не только сорвала, но и дала мужчине попробовать, чтобы не нести личной ответственности. Так женщины и поступают в реальной жизни, мы покажем это позже. Мужчина же, вместо того, чтобы принять самостоятельное решение, пошел на поводу у женщины и исполнил принятое ей и навязанное ему решение. Тем самым он взял на себя ответственность за ее инстинктивные действия. В результате

и у него, и у нее, и у их потомства возникли глобальные проблемы. Самый очевидный вывод, который делал из этой легенды любой современник, наблюдающий дряблых римлян, которыми помыкали их жены: «нельзя быть подкаблучником, потому что ответственность за несамостоятельное решение - громадна». Кроме того, одна из заповедей христианства - «не прелюбодействуй». Причем Иисус включил в понятие прелюбодеяния и помыслы о прелюбодеянии, и развод, и брак с разведенной женщиной. Таким образом осуществлялась максимальная поддержка пожизненного моногамного брака (устойчивого парного режима) и противодействие стадному сексуальному рынку. Ну и еще. На фоне демографического кризиса Рима, приведшего к его падению, в альтернативной оппозиционной религии не мог не возникнуть культ женщины-матери. Что и произошло. Как-то, гуляя по Лувру, я забрел в зал, посвященный искусству раннего христианства. Там были практически одни изображения Мадонны с младенцем. Очень показательно.

Основа христианства - свобода человека от животных инстинктов. Поэтому христианство было сначала встречено враждебно правящей верхушкой Империи, привыкшей управлять толпой, манипулируя ее животными инстинктами. И лишь когда эффективность новой религии стала очевидна (христиане не тратили свое время и ресурсы на удовлетворение животных инстинктов, а значит работали и жили лучше язычников), христианство постепенно стало доминирующей государственной религией на территории Европы.

Принципиальность католической церкви в антиматриархальном вопросе, а именно выведение ее полностью из-под женского влияния (обет безбрачия католических священников) дала изначально мощный толчок развития подконтрольным ей странам. Впоследствии святая инквизиция, проведя массовую «охоту на ведьм» и противопоставив женскому половому инстинкту инстинкт самосохранения, надолго отбила у женщин желание доминировать в обществе. Чем на несколько веков продлила жизнь европейской цивилизации. За века контроля инстинктивных программ европейцев католицизмом христианский мир успел начать научнотехническую революцию, провести мировую экспансию и взять под свой контроль полпланеты. Однако, к сожалению, католическая церковь, как и все предшествующие ей религиозные структуры, излишне увлеклась коммерческой стороной своей деятельности в ущерб основным обязанностям. Кроме того, встала на пути развития производительных сил. И как следствие, потеряла контроль над ситуацией. Это в свою очередь вызвало падение нравов и справедливое негодование паствы. Поэтому, в период Реформации 16-го века католическая церковь была частично реформирована, а частично вытеснена более либеральными протестантскими конфессиями. Это еще больше ускорило экономическое развитие соответствующих стран и привело к преобразованию их иерархий в непирамидальные демократические структуры.

Благо, низкопримативный генофонд был к тому времени накоплен, и состав европейских социумов позволял такой переход. В итоге уровень технологий и материальной культуры вырос настолько, что жизнь стала достаточно безопасна и сытна.

Однако к тому времени печальный опыт Рима был забыт, и протестантские конфессии формировались больше в угоду текущей политической и экономической ситуации без четкого понимания опасности освобождения инстинктов. Кроме того, они были лишены реальной власти, а значит эффективной системы устрашения. То есть, возможности противопоставить стадным животным инстинктам прихожан инстинкт самосохранения. Компенсационный механизм потерял реальную власть и стал беспомощен. Протестантское духовенство не давало обета безбрачия и стало уже подконтрольно женской части общества. Христианские заповеди больше не воспринимались так же, как современниками падения Рима, как нечто очевидное. Требования традиционного христианства теперь во многом виделись как набор бессмысленных усложняющих жизнь ограничений, встающих на пути к получению удовольствий. И вот, под благородными лозунгами свободы личности, просвещения и борьбы со средневековым мракобесием культурная традиция была изменена, а животные инстинкты уровня человеческого стада выпущены из-под контроля. Довершили дело некоторые человеческие самцы, не обладающие пониманием роли религии в эволюции Человечества, но обуреваемые животным инстинктивным желанием получить наивысший ранг в ученой иерархии. Они не нашли ничего лучшего, чем для повышения собственного авторитета пнуть беззащитного теперь супердоминанта - Бога. Один из них объявил, что «Бог - умер». Другой, что «религия - опиум народа». Третий объяснил происхождение религии исключительно трусостью и невежеством древнего человека. А ее функциональное назначение представил исключительно как средство угнетения трудящихся. Попутно он нагородил столько околесицы, что потом сотни миллионов людей целое столетие расхлебывали последствия. Остальные бросились этим ученым самцам поддакивать, ломать «бессмысленные» догмы и нарушать культурные запреты. Так родился либерализм и свобода личности. То есть система освобождения инстинктов уровня животного стада. Эту тенденцию обычно называют падением нравов, морали, духовности. И с той поры чуть ли не каждый интеллектуал инстинктивно стремится выполнить ученый ритуал самоутверждения. Заявить о своем воинствующем атеизме и независимости свих животных инстинктов от нужд социума, т. н. «свободе личности». Церковь была отделена от государства и стала подвергаться регулярным нападкам со стороны «просвещенных» индивидов.

Логичным продолжением начавшейся разбалансировки европейских социумов было усиление ничем теперь не сдерживаемого доминирования женщин в обществе, вылившееся в движение суфражисток, и позднее - в феминизм. Стадный сексуальный рынок немедленно возродился и выплеснулся на улицы европейских городов разноцветьем модных женских нарядов, устанавливая культуру сексуальной провокации. Продвигая свой товар запланированного спроса - секс с помощью новейших технологий шоу бизнеса, моды, стиля и СМИ. Подчиняя себе политическую жизнь государств. Началась эра современного матриархата. Этап закономерной деградации половой и иерархической структур социума, лишенного системы противодействия животным инстинктам. Крах Римской Империи, дубль два.

2.6 Религия как система перепрошивки, видовой признак и параметр естественного отбора. Типы религий - 3 типа работы с инстинктами (запрет, приспособление и компенсация с помощью других инстинктов). Логика исторического процесса

Если бы Бога не было, следовало бы его выдумать.

Внимание, важное определение!

Религия есть набор верований, правил и ритуалов, созданных в качестве противовеса животным инстинктам человека (т. и. страстям). Служит она для адаптации поведения и состояния человека к противоестественной для его биологической организации условиям крупного социума, сытости и безопасности. В качестве супердоминанта для давления на мотивацию человека через его иерархический инстинкт религия использует образ бога (богов). Одной из основных функций (величайшей функцией, если быть точным) религии является противодействие чрезмерному доминированию женщин в противоестественных для существования живого существа условиях сытости и безопасности. С религией тесно связана культурная традиция, позже закрепленная в виде законов, дополняющая и дублирующая функции религии. Обычно закон и традиция берут на себя регламентирующую и карательную функцию, а религия - текущую повседневную, в том числе индивидуальную психологическую работу с людьми.

Религия дает отдельным людям набор правил и алгоритм поведения, необходимые для поддержания эффективности общества в целом а также эффективности индивида внутри общества.

У биологического вида Человек разумный с укрупнением племен и появлением

материальной культуры естественный отбор пошел по принципиально новому пути. Основным параметром селекции стала способность компенсировать вредные в новых условиях инстинкты уровня животного стада. Главным образом, такой компенсационный механизм, как религия и традиция.

Без религии, нейтрализующей первобытные животные инстинкты индивида, общество существовать не может, быстро деградирует и распадается на пирамидальные первобытные иерархии. Поэтому любой желающий выжить социум бережно хранит свою религию и традиции. Тот способ нейтрализации животных инстинктов, который уже доказал свою работоспособность, то есть является гарантией жизнеспособности.

Прогресс общества проявляется либо в росте пирамиды, либо в превращении ее в грибовидную структуру. В обоих случаях происходит уменьшение примативности. Регресс связан с увеличением примативности, принятием иерархий пирамидальной формы и распадом крупных структур на мелкие.

Высокопримативному составу социума соответствует пирамидальная структура и религия с мощной системой устрашения. Низкопримативному - не пирамидальная демократическая структура и сложное законодательство. Социумы с различными составами и иерархическими структурами друг с другом не смешиваются и не преобразуются друг в друга иначе, как за значительный, достаточный для генетической селекции, исторический период либо в результате геноцида. В крайнем случае, сосуществуют независимо либо в качестве чужеродных автономных включений друг в друга (диаспора, банда, мафиозный клан и т. п.). Явление носит название культурной несовместимости.

Чем ниже примативность общества, тем выше уровень организованности и

материальной культуры. Процесс снижения врожденной примативности и выработки механизмов, нейтрализующих стадные инстинкты, называется цивилизацией. Общество с низкой средней примативностью индивидов и нейтрализованными стадными инстинктами - цивилизованным.

Повторим еще раз, более прямолинейно, образно и наглядно:

Выражаясь современным техническим языком, человек подобен биороботу, оказавшемуся в условиях, сильно отличающихся от тех, для которых был спроектирован. В том числе, прошитое в управляющем поведением этого биоробота компьютере программное обеспечение не соответствует этим новым условиям. Поэтому поведение биоробота не адекватно этим новым условиям. И для обеспечения функционирования этого биоробота требуется его перепрограммирование. И эти биороботы оказались настолько продвинутыми, что создали систему перепрограммирования самих себя. Религия и является такой системой перепрограммирования, адаптирующей этого биоробота к новым условиям.

Таким образом, эти люди - биороботы делятся на 3 категории.

1. Перепрограммированные. Это люди с адаптированными к конкретным условиям существования и технологиям производства инстинктивными программами. Вредные элементы этих программ - отключены или подавлены. Полезные - инициированы и развиты. Кроме того, активированы новые программы, усвоенные в процессе обучения. Поведение таких перепрограммированных людей в среднем адекватно новым условиям существования и технологиям производства. Поэтому общество, состоящее из таких перепрограммированных людей, работает эффективно. Оно успешно развивается и выдерживает конкуренцию со стороны других обществ.

2. ^перепрограммированные. Это люди с неадаптированными к новым условиям жизни инстинктивными программами. Такие люди, живя в цивилизованном обществе, ведут себя как в первобытном стаде. Соответственно своей стадной прошивке. Примеры вредных участков программ, которые ими управляют: неконтролируемая агрессия, инстинкт «укради», свободный сексуальный рынок. Поведение этих людей неадекватно новым, цивилизованным условиям существования. Чем больше таких людей в обществе, тем ниже эффективность этого общества. Оно хуже развивается, теряет стабильность и проигрывает обществам - конкурентам. Поэтому сбалансированный социум вынужден от неперепрограммированных людей избавляться методом уничтожения, изгнания и изоляции. Либо старается их перепрограммировать.

3. Перепрограммированных иначе. Это так называемые иноверцы. Они перепрограммированы для существования в другом типе общества. Их поведение в лучшем случае, лишь частично адекватно условиям существования и технологиям производства данного общества. И они стремятся выстраивать свои собственные общества внутри того, в котором живут (диаспоры, национальные мафии и т. п.). Эти чужеродные включения ослабляют общество. Поэтому сбалансированный социум от иноверцев избавляется как от ^перепрограммированных или перепрограммирует вторично.

Поэтому в большинстве сбалансированных социумов принята единая обязательная система перепрограммирования - государственная религия. С неверующими и иноверцами ведется систематическая борьба. Вера в сбалансированном социуме является критерием адекватности поведения, идентификатором «свой - чужой» а также средством облегчения коммуникации между индивидами. В первую очередь, в процессе воспроизводства. Поэтому программы межполового взаимодействия отлаживаются особенно тщательно. В разбалансированном социуме напротив,

насаждается толерантность, то есть терпимость к иноверцам. Но в момент, когда иноверцев становится слишком много, они обычно уничтожают коренное толерантное население разбалансированного социума. И занимают освободившуюся территорию. Классические примеры из недавнего прошлого - Нагорный Карабах и Косово. Биороботы разных полов с несовместимыми, конфликтующими активными программами стабильную пару образовать не могут принципиально. Поэтому в разбалансированном социуме происходит развал внутренней парной структуры.

Человек современный отличается от своего древнего, живущего в стаде предка по двум основным параметрам. Во-первых, это уровень сытости и безопасности существования, а вовторых, уровень примативности. Таким образом, система перепрограммирования формируется с учетом тех значений этих двух параметров, которые существуют в момент формирования системы перепрограммирования. Однако каждый раз с изменением в социуме значений этих параметров в ту или иную сторону, система перепрограммирования дает сбой. Поэтому периодически происходит деградация либо развитие различных социумов и связанные с этим возникновения новых и реформации старых систем перепрограммирования - религий. Гумилев назвал эти колебания словом «пассионарные».

В этом нехитром принципе и заключается вся логика исторического процесса развития Человечества.

Работать с вредными инстинктивными программами можно тремя способами.

1. Приспособиться к ним. Этот путь преобладает в индуизме. Человек путем «духовных практик» «познает себя», то есть изучает свои эмоциональные состояния, в которые его вводят инстинкты. Затем учится погружать себя в состояние, в котором не испытывает эмоционального дискомфорта от того, что его инстинктивные программы противоречат рассудку и действительности. Однако, за такое блаженное состояние приходится платить сниженной мотивацией к активности, следовательно низкой суммарной эффективностью социума в целом. Общество стагнирует веками, хотя и стабильно.

2. Ввести жесткую систему запретов и регламентаций, закрепив ее авторитетом бога и страхом наказания при жизни и после смерти. Этот путь, например, хорошо реализован в исламе. Тоже работает. Но социум остается высокопримативен и неэффективен. Как следствие

- низкий уровень жизни, если нет нефтяных месторождений. Кроме того, блокируются творческие направления человеческой деятельности, так как их трудно совместить с жестко регламентированным м ышл ением. Жестко регламентированное мышление больше подходит для солдат, так как им очень легко манипулировать, доведя до фанатизма. Поэтому часто ислам - это религия военизированных социумов.

3. Нейтрализовать одни инстинктивные программы с помощью других. Этот путь лучше всего реализован в христианстве. Впрочем, параллельно с первыми двумя. Христианство вообще вобрало в себя много полезного из более древних религий.

Вообще говоря, теоретически есть четвертый путь - вооружить рассудок человека полноценными знаниями о его инстинктах. Тогда человек сможет самостоятельно их контролировать. Этот путь пока нигде не реализован в связи с отсутствием таковых знаний. Однако с выходом настоящей книги этот путь становится возможным.

Обычно религия дублирует закон. Закон создает прямую угрозу, действуя через инстинкт самосохранения. А религия - создает дополнительные психологические барьеры, действуя на все доступные инстинктивные программы.

2.5 Христианская цивилизация

Когда народ много знает, им трудно управлять.

Взоры всего античного мира были прикованы к Риму. Смертельная болезнь Империи была прекрасно видна и абсолютно понятна современникам. Но особенно хорошо она наблюдалась из провинции, были видны и природа болезни, и возможные пути ее лечения, где сохранялся уклад жизни сбалансированного социума и где контактировали множество различных древних, веками опробованных культур. Не удивительно, что именно в одном из таких мест и возникло христианство. Самый эффективный из существующих компенсационных механизмов, вобравший в себя одновременно и опыт предыдущих религий, и понимание, как противостоять животным инстинктам в условиях очень высокого уровня сытости и безопасности. Настолько эффективный, что стал фундаментом, основой доселе небывалой по своему могуществу и величию христианской цивилизации. Чтобы не отвлекаться, биологический смысл основных положений христианства мы вынесли в отдельную главку. Упомянем лишь самое основное, напрямую касающееся отношений полов. Уже в самой основе христианства, в легенде о первородном грехе в самом поверхностном смысловом уровне мы ясно видим заложенное там прямое антиматриархальное содержание. Вот оно: Бог (высший разум) отдал распоряжение не рвать плод. Однако женщина (высокопримативное существо) под влиянием Змия (животной сущности, инстинкта «укради») сорвала плод. И не только сорвала, но и дала мужчине попробовать, чтобы не нести личной ответственности. Так женщины и поступают в реальной жизни, но расскажем об этом позже. Мужчина же, вместо того, чтобы принять самостоятельное решение, пошел на поводу у женщины и исполнил принятое ей и навязанное ему решение. Тем самым он взял на себя ответственность за ее инстинктивные действия. В результате и у него, и у нее, и у их потомства возникли глобальные проблемы. Самый очевидный вывод, который делал из этой легенды любой современник, наблюдающий дряблых римлян, которыми помыкали их жены: «Нельзя быть подкаблучником, потому что ответственность за несамостоятельное решение – громадна». Кроме того, одна из заповедей христианства – «не прелюбодействуй». Причем Иисус включил в понятие прелюбодеяния и помыслы о прелюбодеянии, и развод, и брак с разведенной женщиной. Таким образом осуществлялась максимальная поддержка пожизненного моногамного брака (устойчивого парного режима) и противодействие стадному сексуальному рынку. Ну и еще. На фоне демографического кризиса Рима, приведшего к его падению, в альтернативной оппозиционной религии не мог не возникнуть культ женщины-матери. Что и произошло. Как-то, гуляя по Лувру, я забрел в зал, посвященный искусству раннего христианства. Там были практически одни изображения Мадонны с младенцем. Очень показательно.

Основа христианства – свобода человека от животных инстинктов. Поэтому христианство было сначала встречено враждебно правящей верхушкой Империи, привыкшей управлять толпой, манипулируя ее животными инстинктами. И лишь когда эффективность новой религии стала очевидна (христиане не тратили свое время и ресурсы на удовлетворение животных инстинктов, а значит работали и жили лучше язычников), христианство постепенно стало доминирующей государственной религией на территории Европы.

Принципиальность католической церкви в антиматриархальном вопросе, а именно выведение ее полностью из-под женского влияния (обет безбрачия католических священников) дала изначально мощный толчок развития подконтрольным ей странам. Впоследствии святая инквизиция, проведя массовую «охоту на ведьм» и противопоставив женскому половому инстинкту инстинкт самосохранения, надолго отбила у женщин желание доминировать в обществе. Чем на несколько веков продлила жизнь европейской цивилизации. За века контроля инстинктивных программ европейцев католицизмом христианский мир успел начать научно-техническую революцию, провести мировую экспансию и взять под свой контроль полпланеты. Однако, к сожалению, католическая церковь, как и все предшествующие ей религиозные структуры, излишне увлеклась коммерческой стороной своей деятельности в ущерб основным обязанностям. Кроме того, встала на пути развития производительных сил. И как следствие, потеряла контроль над ситуацией. Это в свою очередь вызвало падение нравов и справедливое негодование паствы. Поэтому, в период Реформации XVI века католическая церковь была частично реформирована, а частично вытеснена более либеральными протестантскими конфессиями. Это еще больше ускорило экономическое развитие соответствующих стран и привело к преобразованию их иерархий в непирамидальные демократические структуры. Благо, низкопримативный генофонд был к тому времени накоплен, и состав европейских социумов позволял такой переход. В итоге уровень технологий и материальной культуры вырос настолько, что жизнь стала достаточно безопасна и сытна.

Однако к тому времени печальный опыт Рима был забыт, и протестантские конфессии формировались больше в угоду текущей политической и экономической ситуации без четкого понимания опасности освобождения инстинктов. Кроме того, они были лишены реальной власти, а значит эффективной системы устрашения. То есть, возможности противопоставить стадным животным инстинктам прихожан инстинкт самосохранения. Компенсационный механизм потерял реальную власть и стал беспомощен. Протестантское духовенство не давало обета безбрачия и стало уже подконтрольно женской части общества. Христианские заповеди больше не воспринимались также, как современниками падения Рима, как нечто очевидное. Требования традиционного христианства теперь во многом виделись как набор бессмысленных усложняющих жизнь ограничений, встающих на пути к получению удовольствий. И вот, под благородными лозунгами свободы личности, просвещения и борьбы со средневековым мракобесием культурная традиция была изменена, а животные инстинкты уровня человеческого стада выпущены из-под контроля. Довершили дело некоторые человеческие самцы, не обладающие пониманием роли религии в эволюции Человечества, но обуреваемые животным инстинктивным желанием получить наивысший ранг в ученой иерархии. Они не нашли ничего лучшего, чем для повышения собственного авторитета пнуть беззащитного теперь супердоминанта – Бога. Один из них объявил, что «Бог – умер». Другой, что «религия – опиум народа». Третий объяснил происхождение религии исключительно трусостью и невежеством древнего человека. А ее функциональное назначение представил исключительно как средство угнетения трудящихся. Попутно он нагородил столько околесицы, что потом сотни миллионов людей целое столетие расхлебывали последствия. Остальные бросились этим ученым самцам поддакивать, ломать «бессмысленные» догмы и нарушать культурные запреты. Так родились либерализм и свобода личности. То есть система освобождения инстинктов уровня животного стада. Эту тенденцию обычно называют падением нравов, морали, духовности. И с той поры чуть ли не каждый интеллектуал инстинктивно стремится выполнить ученый ритуал самоутверждения. Заявить о своем воинствующем атеизме и независимости свих животных инстинктов от нужд социума, т. н. «свободе личности». Церковь была отделена от государства и стала подвергаться регулярным нападкам со стороны «просвещенных» индивидов.

Логичным продолжением начавшейся разбалансировки европейских социумов было усиление ничем теперь не сдерживаемого доминирования женщин в обществе, вылившееся в движение суфражисток, и позднее – в феминизм. Стадный сексуальный рынок немедленно возродился и выплеснулся на улицы европейских городов разноцветьем модных женских нарядов, устанавливая культуру сексуальной провокации. Продвигая свой товар запланированного спроса – секс с помощью новейших технологий шоу-бизнеса, моды, стиля и СМИ, подчиняя себе политическую жизнь государств. Началась эра современного матриархата. Этап закономерной деградации половой и иерархической структур социума, лишенного системы противодействия животным инстинктам. Крах Римской Империи, дубль два.

Из книги Неопубликованное (тексты лекций и выступлений) автора Лазарев Сергей Николаевич

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег

2.5 Христианская цивилизация Когда народ много знает, им трудно управлять. Лао Цзы Взоры всего античного мира были прикованы к Риму. Смертельная болезнь Империи была прекрасно видна и абсолютно понятна современникам. Но особенно хорошо она была видна из провинции, где

Из книги Пагубная самонадеянность автора Хайек Фридрих Август фон

Глава третья. Эволюция рынка: торговля и цивилизация Чего стоит что бы то ни было, кроме того количества денег, какое оно приносит? Самюэль Батлер Везде, где есть торговля, там и нравы кротки. Монтескье Распространение порядка на неизвестноеМы рассмотрели некоторые

Из книги Домашняя дипломатия, или Как установить отношения между родителями и детьми автора Кабанова Елена Александровна

Глава 1 Цивилизация не может ждать милостей от природы Мы знаем гораздо больше, чем понимаем. Альфред

Из книги Свобода любви или идол блуда? автора Данилов ставропигиальный мужской монастырь

Шиманский Г. И. ХРИСТИАНСКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ ЦЕЛОМУДРИЯ И ЧИСТОТЫ Девство и брак - не для всех, а целомудрие - для всех В наши дни получили распространение пороки плотоугодия и «разлив чувственности». Христианину надлежит духовно бодрствовать, чтобы сохранить себя в

Из книги Мед и яд любви автора Рюриков Юрий Борисович

Сверхгород и массовая цивилизация. А теперь вспомним записку о том, что коллективная жизнь вредит личной, потому что, общаясь с массами, мы оставляем меньше чувств близкому человеку. Пожалуй, вернее было бы сказать, что чувствам больше мешает не коллективная жизнь, а

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Тридцать лет среди мертвых автора Викланд Карл

Из книги Три рождения человека. Байкальские встречи автора Некрасов Анатолий Александрович

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Цивилизация созидателей В прошлые века малая доля населения умела творить, а те, кто владел искусством творческого процесса, редко применяли его к своей жизни. Обычно такими сферами оказывались музыка, живопись, литература, танец или архитектура. Как подумаешь,

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег

Трансценденция и цивилизация Трансценденция – не только индивидуальное явление. Она возникает и на уровне цивилизаций. Исследуя причинно-следственные связи в истории человечества, мы можем прийти к выводу, что наша цивилизация стоит на пороге саморазрушения.

Из книги Любовь и войны полов автора Иванов Владимир Петрович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Глава 5. Третья цивилизация? «Что есть то, зная что, мы будем знать всё?..» За всё время существования человечества было лишь две духовных цивилизации. Первая – у ветхозаветных евреев, вторая – у новозаветных русских…С первыми всё, в общем-то, ясно. Они были избраны как

Включайся в дискуссию
Читайте также
Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости Теорема о прямой перпендикулярной данной
Механическая работа. Мощность. Kvant. Работа сил трения Модуль работы силы трения
Презентация на тему: