Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

С.В.Рахманинов. Мои любимые произведения

Когда Федор Шаляпин поинтересовался, как он пишет музыку и ясно ли он слышит её перед тем, как занести на бумагу, Сергей Васильевич ответил, что слышит.
- Ну, как же? - допытывался Шаляпин.
- Ну, так, слышу.
- Где?
Сергей Васильевич сделал паузу и ответил:
- В голове. Только когда напишу на бумагу, перестанут играть.

Музыка С.В.Рахманинова мне очень близка. Почему так - в двух словах не опишешь... С самых ранних лет его произведения вызывают у меня нежный трепет, учащенное сердцебиение, прекрасные и светлые чувства. Это что-то настоящее и неповторимое.

Сегодня я хочу рассказать о трех самых моих любимых произведениях Сергей Васильевича Рахманинова.

Итак, две Прелюдии и Вокализ.

Прелюдия до диез минор соч. 3 №2.

Это произведение относится к числу самых популярных классических произведений. У этой прелюдии очень интересная история. Об этом можно почитать Здесь . Там рассказано об истории создания и даже процитированы слова самого С.В. Рахманинова;
«В рассматриваемой прелюдии я старался приковать внимание к начальной теме. Эти три ноты в виде октавного унисона должны прозвучать торжественно и угрожающе <…>».
«Мотив из трех звуков проходит на протяжении 12-ти тактов первого раздела, а в противовес ему в обоих ключах звучит контрастная мелодия в аккордовых последованиях. Здесь два мелодически противоборствующих элемента, цель которых - завладеть вниманием слушателей. Сущность главной темы – это массивный фундамент; контрастом ему становится гармонизированная мелодия; ее функция – рассеять мрак. Но если разработку ее продолжить, то возникает монотонность, и поэтому быстро вступает средняя часть. Смена настроения резкая, и на протяжении 29-ти тактов музыка устремляется подобно нарастающей буре, усиливаясь по мере того, как мелодия движется вверх. Эта часть написана мелкими длительностями, а первая тема вступает как кульминация в удвоении одновременно в правой и левой руке. Буря стихает, музыка постепенно успокаивается и семитактная кода завершает сочинение. Слушатель был взволнован, возбужден и успокоен. Теперь он готов к восприятию следующего произведения. Прелюдия выполнила свое назначение».

Прелюдия соль минор соч.23 №5.

Прелюдия №5 представляет собой величественный марш с красивейшим певучим трио. Она была создана в год завершения Второго фортепианного концерта (1901 г.) и, несомненно, родственна финалу Концерта бьющей через край энергией.
З. А. Прибыткова пишет: «Мне всегда бывало жутко от исполнения Рахманиновым этой прелюдии. Начинал он тихо, угрожающе тихо… Потом "крещендо" нарастало с такой чудовищной силой, что казалось – лавина грозных звуков обрушивалась на вас с мощью и гневом… Как прорвавшаяся плотина».

О процессе создания фортепианных произведений композитор отзывался так: «…Я нередко убеждался, что короткая фортепианная пьеса причиняла мне всегда гораздо больше мук и ставила передо мной больше проблем, чем симфония или концерт. Когда пишешь для оркестра, само разнообразие инструментальных красок как-то подводит к различным мыслям и эффектам. Когда же я пишу маленькую фортепианную пьесу, я целиком во власти своей тематической идеи, которая должна быть представлена сжато и без отступлений… В конце концов, сказать то, что вы имеете сказать, и сказать это кратко, ясно, немногословно – вот самая трудная задача, стоящая перед художником».

Вокализ (соч.34, № 14)

Вокализ был написан Рахманиновым в 1912 году и посвящен Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской оперной певице. И после этого у композитора наступила жесточайшая депрессия, которая еще более обострилась из-за кончины его друга Сергея Ивановича Танеева. Почти полтора года Рахманинов не садился за рояль.

Вокализ – одно из самых известных произведений С.В.Рахманинова. Интересно то, что оно звучит чаще не в оригинальном вокальном варианте, а в многочисленных аранжировках- переложениях.

Сохранились воспоминания певицы, в которых она рассказывает об этом произведении:
«В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это талантливое, прекрасное произведение, написанное с большим художественным вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:
- Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами.
Это было так убедительно и серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только выразить ему от всей души свою глубокую благодарность за такое лестное мнение и исключительное отношение ко мне. "Вокализ" свой до напечатания он приносил ко мне и играл его много раз. Мы вместе с ним, для более удобного исполнения, обдумывали нюансы, ставили в середине фразы дыхание. Репетируя со мной, он несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую модуляцию и нюансы. Затем, после того, как «Вокализ» был оркестрован, я в первый раз спела его с оркестром под управлением дирижера С. А. Кусевицкого в Большом зале Благородного собрания. Успех Рахманинова как великого композитора был колоссальный. Я бесконечно радовалась тому, что часть заслуженного успеха принадлежала также и мне как исполнительнице. Рукопись «Вокализа», которую он мне подарил до концерта, с тех пор хранится у меня как драгоценное воспоминание о гениальном композиторе».

"Вокализ" Рахманинова звучит в исполнении Вероники Джиоевой
(Оркестр Новосибирской филармонии)

Трогательную историю об отношении самого С. Рахманинова к этому своему произведению рассказал великий скрипач XX века Натан Мильштейн, лично знавший и много общавшийся с композитором: «Как-то раз мы с Пятигорским приехали, не условившись заранее, к Рахманинову домой - как всегда, около четырех часов дня. Пятигорский был с виолончелью, я - со скрипкой. Дверь нам открыла прислуга: «Тихо, тихо - хозяин спит...» (Днем, после русского обеда, Рахманинов обыкновенно отдыхал. Дом в это время замирал.) На цыпочках мы с Пятигорским вошли в гостиную. На пюпитре увидели ноты рахманиновского «Вокализа», который мы оба знали очень хорошо. Не сговариваясь, мы оба вынули инструменты из футляров и стоя начали играть «Вокализ» - тихо-тихо, в унисон, с разницей в октаву. Вдруг к нам вышел Рахманинов. Заспанный, он был похож на арестанта со своей короткой стрижкой и в полосатой пижаме с поднятым воротником. Без слов он подошел к роялю и, тоже стоя, подыграл нам аккомпанемент - но как! Когда мы все доиграли «Вокализ» до конца, Рахманинов все так же безмолвно ушел из комнаты - со слезами на глазах...».

Биография С.В.Рахманинова

Прелюдия для фортепиано До диез минор соч. 3 N2 (1892)

Жанр: фортепианная миниатюра.

Время создания: осень 1892 года.

Первое издание: Москва. «A. Gutheil».

Илл. Б. Ф. Шаляпин. Портрет С.Рахманинова. 1940.

Если просмотреть указатель произведений С. Рахманинова, упоминаемых в трехтомнике его литературного наследия, то по числу упоминаний с этой ранней фортепианной пьесой могут сравниться лишь несколько его крупных произведений – фортепианные концерты, Рапсодия на тему Паганини и симфонии № 2 и № 3. Это, конечно же, свидетельствует о популярности этой прелюдии.

Илл. Титульный лист первого издания. (Из архива А. Майкапара).

«Надеюсь, за время моего пребывания в Соединенных Штатах Америки окончательно прояснится следующее обстоятельство: помимо сочиненной мною прелюдии cis-moll, у меня есть и другие веские причины претендовать на мое место в музыкальном мире. На родине для меня это сочинение стало уже пройденным этапом, оно было для меня в действительности далеким воспоминанием о юности, пока несколько лет назад я не поехал в Англию. К своему удивлению, я узнал там, что все молодые пианисты играют ее. Получив же после этого приглашение посетить Соединенные Штаты, я послал запрос, достаточно ли хорошо меня знают в этой стране, чтобы можно было рассчитывать на интерес публики к моим выступлениям. Вскоре меня известили, что в США каждый музыкант знает меня как автора Прелюдии cis-moll. При данных обстоятельствах, как мне кажется, я должен быть благодарен тому, что мною создана эта Прелюдия. Однако я не уверен, не обернулась ли для меня дачей моя оплошность, которая заключается в том, что я не сохранил за собой международного авторского права на это сочинение. Если бы я его сохранил, то приобрел бы от этого богатство, а также известность. Ер, с другой стороны, я не мог бы достичь ни того, ни другого. Ведь, узнав о большом успехе этого маленького произведения, я написал цикл из десяти прелюдий ор. 23 и принял меры предосторожности, чтобы обеспечить авторское право у одного издателя в Германии. Нахожу, что музыка этих прелюдий значительно лучше моей первой Прелюдии, но публика не склонна разделять мое мнение. Не берусь утверждать, мое ли мнение ошибочно, или наличие этого авторского права губительно повлияло на их популярность. Поэтому для меня навсегда останется открытым вопрос о том, что является причиной популярности моего раннего произведения: то ли присущие ему достоинства, то ли отсутствие у него авторского права. <…>

С момента моего пребывания в США я обнаружил немало ходячих представлений относительно этой Прелюдии и е создания. Пользуюсь случаем также для того, чтобы рассказать о ней истинную правду.

Мне было 18 лет, когда я окончил Московскую консерваторию. Музыка не доходная профессия, даже для тех, кто достигает известности, а для начинающего обычно безнадежная. Через год я оказался без денег. Мне нужны были деньги, я написал эту Прелюдию и продал ее издателю за предложенную им сумму. Одним словом, я получил за нее сорок рублей - это около 20 долларов на ваши деньги. Согласитесь – вознаграждение весьма скудное, если принять во внимание сумму, вырученную за нее издателями. Но в этом случае закон компенсации сработал хорошо, и у меня нет причин быть недовольным.

По моем приезде сюда меня часто спрашивали, что я представлял себе, сочиняя эту музыку; другими словами, что был источником моего вдохновения. Помимо настоятельной необходимости заработать деньги, меня вдохновляло только желание создать что-то прекрасное и художественное. Прелюдия по своей природе абсолютная музыка, и ее нельзя ограничить рамками программной или импрессионистической музыки. Комментаторы приписывали прелюдиям Шопена всевозможные фантастические значения. Одну из них даже назвали «Дождевые капли». Можно напомнить рассказ Жорж Занд, как рассердился Шопен, когда она обратила его внимание на приписываемую его гармонии звукоподражательность».

Далее С. Рахманинов очень интересно рассуждает о жанре прелюдии, начиная от Баха. Его мысли по этому поводу очень важны, и мы рекомендуем прочитать его статью полностью. Здесь же процитируем лишь то, что относится именно к данной прелюдии:

«В рассматриваемой прелюдии я старался приковать внимание к начальной теме. Эти три ноты в виде октавного унисона должны прозвучать торжественно и угрожающе <…>». Стоит обратить внимание на последнее указание – «угрожающе». Это очень важная и тонкая подсказка автора: без нее мы – исполнители и слушатели – быть может, и не придали бы этим звукам такого характера. Вот пример ценности авторских высказываний о собственных произведениях. Цитируем далее.



«Мотив из трех звуков проходит на протяжении 12-ти тактов первого раздела, а в противовес ему в обоих ключах звучит контрастная мелодия в аккордовых последованиях. Здесь два мелодически противоборствующих элемента, цель которых - завладеть вниманием слушателей. Сущность главной темы – это массивный фундамент; контрастом ему становится гармонизированная мелодия; ее функция – рассеять мрак. Но если разработку ее продолжить, то возникает монотонность, и поэтому быстро вступает средняя часть. Смена настроения резкая, и на протяжении 29-ти тактов музыка устремляется подобно нарастающей буре, усиливаясь по мере того, как мелодия движется вверх. Эта часть написана мелкими длительностями, а первая тема вступает как кульминация в удвоении одновременно в правой и левой руке. Буря стихает, музыка постепенно успокаивается и семитактная кода завершает сочинение. Слушатель был взволнован, возбужден и успокоен. Теперь он готов к восприятию следующего произведения. Прелюдия выполнила свое назначение».

Далее С. Рахманинов дает ценные советы по поводу того, как учить эту прелюдию, как распределить силы, исполняя пьесу, требующую большой динамики (ffff – более чем fortissimo), взволнованности и широты («ученика нужно предостеречь от ошибки принимать ярость за широту и величавость», - предупреждает С. Рахманинов). Все эти замечания очень важны и ценны, но оставим их профессионалам.

А в заключение отметим следующее. Вернемся к мысли С. Рахманинова о том, что прелюдия – всякая, не только данная – есть пьеса, готовящая слушателя к восприятию чего-то главного – пьесы, следующей за ней: «Прелюдия, как она мне представляется, это форма абсолютной музыки, предназначенной для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой, или выполняющей функцию введения в какое-либо действие, что и отражено в ее названии» (из той же статьи). Действительно такова была прелюдия у старых мастеров, например И. С. Баха. И естественно, исходя из этой концепции, композиторы прелюдией предваряли, например, фугу. Даже тогда, когда у Баха мы встречает сборники только прелюдий (например, органных), эти пьесы, строго говоря, исполнялись именно как вступление к хоралу, который вслед за этим пела вся церковная община. Эти прелюдии были напоминанием той мелодии, которую предстояло петь. В какой-то момент прелюдия как жанр отделилась от чего-либо за ней следующего. Появились циклы самостоятельных инструментальных (главным образом фортепианных) миниатюр (Прелюдии Ф. Шопена). И здесь уже не предполагалось, что за прелюдией последует что-то «более серьезное»: за одной прелюдией следовала другая прелюдия. Естественно, что в таких циклах каждая прелюдия выражала определенное - у крупных композиторов всегда очень определенное – настроение (Скрябин, Дебюсси; последний пояснил настроения каждой пьесы весьма поэтичными ремарками). Весьма примечательно, что С. Рахманинов, опубликовав первоначально эту свою Прелюдию среди других разнородных пьес (см. титульный лист первого издания), впоследствии сделал ее первой пьесой своего большого собраний – «Прелюдии».

Прелюдия для фортепиано Соль мажор (1910)

Жанр: фортепианная миниатюра.

Время создания: лето 1910 года.

Автограф: Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Ф. 18, № 98.

Первое издание: Фирма А. Гутхейль, 1910 год.

Дата создания прелюдии приведена нами из письма композитора к Б. Асафьеву от 13 апреля 1917 года, 1 в котором, С. Рахманинов, отвечая на просьбу Асафьева прислать перечень своих сочинений, сообщает, в частности, что именно в этот период написан цикл прелюдий ор. 32, в который входит и данная прелюдия.

В это лето С. Рахманинов писал большое хоровое сочинение - «Литургию святого Иоанна Златоуста». Закончив ее, композитор принялся за цикл прелюдий для фортепиано. Каждая из прелюдий в автографе датирована особо: данная прелюдия – «23 августа 1910 года».

По поводу именно этой пьесы известно любопытное уточнение, сделанное профессором А. Б. Гольденвейзером, другом С. Рахманинова, много исполнявшим его произведения: «В августе – сентябре 1910 года в Ивановке Рахманиновым была написана серия Прелюдий ор. 32. Прелюдии G-dur (данная пьеса – А. М.) и gis-moll (Прелюдия для фортепиано Соль-диез минор ), по-видимому, еще не записанные, были исполнены на бис в апреле 1910 года, когда впервые в Москве, в концерте Московского филармонического общества, прозвучал его Третий фортепианный концерт». 2 В дальнейшие свои концертные программы С. Рахманинов включал обе эти прелюдии, явно отдавая им предпочтение. Так было, например, на петербургском концерте пианиста, состоявшемся 5 декабря 1911 года (его программа сохранилась). И позже – в эмиграции (что, вероятно, отнюдь не случайно: уж очень эти пьесы выражают ностальгическое чувство композитора) – на концертах в Осло (9 октября 1928), Стокгольме (16 октября 1928 года), в Париже (2 декабря 1928 года) и много позже: С. Рахманинов исполнял ее в своих концертах последнего сезона – 1942/43 годов.

Многие произведения музыкального искусства можно отнести к тому или иному роду музыки в соответствии с господствующими в произведении музыкальными образами. Мы знаем музыку героическую, патетическую, драматичную, траурную, радостную и т. далее. В крупных музыкальных произведениях эти и другие настроения могут меняться, преобразовываться, контрастировать и т. д. В таких случаях бывает затруднительно однозначно определить характер произведения. Если с этой точки зрения взглянуть на Прелюдию соль мажор, то без всяких колебаний ее можно отнести сфере музыки лирической, причем признать ее примером изумительной чистоты этого жанра.

В сущности, эта фортепианная пьеса представляет собой романс с господствующей мелодией и бережно сопровождающим ее аккомпанементом. Умеренный тем (Moderato), преобладающая тихая звучность (до ppp – то есть еще тише, чем pianissimo), нежный (dolce) характер звучания, характерные авторские ремарки исполнителю, как это играть: perdendo (замирая, теряясь) leggiero (легко) - все вместе создают очень трогательный нежный и хрупкий музыкальный образ. Ощущение зыбкости и эфемерности создается буквально с первых вступительных звуков аккомпанемента – он строится на мерном чередовании двух гармоний (аккордов), звуки которых берутся не одновременно, а поочередно, причем фигурация состоит не из четырех звуков, как гораздо чаще встречается, а из пяти, что позволяет избежать «квадратности» и создает впечатление той самой зыбкости. Эти две гармонии и неизменная фигурация заполняют первые шесть тактов прелюдии. Во втором такте над этим аккомпанементом вступает в сопрановом регистре вступает мелодия необычайной красоты. И вероятно, самый близкий образ, чтобы ее описать – еще не раскрывшийся бутон цветка.

Прелюдия построена наподобие романса: строки с воображаемым литературным текстом чередуются с фортепианными «проигрышами». В какой-то момент (в середине прелюдии) нижний голос приобретает большую самостоятельность, выходит на первый план, и мы ощущаем, что монолог превратился в диалог. Так происходит очень тонкое и пленяющее своей естественностью развитие образа. В этом развитии материал интерлюдий между поэтическими (условными) строками тоже более индивидуализируется и выливается в звуковой поток, приводящий к кульминации (forte на одном звуке – ре – украшенном трелью). В этот момент общее настроение из мажорного окрашивается в минорное, грустно мерцает затухающая трель на ре – возвращается первоначальное состояние, вновь устанавливается светлая мажорная тональность. Как прощание звучит основная мелодия прелюдии. Завершается пьеса кодой – словно прощальные взмахи руки…

В этой прелюдии Рахманинова воссоединяются два разнородных начала, свойственных его музыке – это железная, нерушимая ритмика, достигающая в этой прелюдии степени маршеобразности, и непрерывная льющаяся мелодика, пропитанная глубоким лиризмом и утонченными чувствами. Эти два начала показаны Рахманиновом с необычайной контрастностью (к слову, здесь используется прием развития коренной контраст ) так, что маршевость отточена до крайней остроты, а лирический мелодизм до того очарователен и изящен, что кажется, что слышишь человеческий голос, а не звук фортепиано. Все это мы сейчас увидим в нижеизложенном анализе.

Первая часть имеет сложную структуру, представленную в трехчастном виде с сокращенной репризой, причем первая часть повторяется с изменениями:

Здесь а – это период повторного строения, который обозначает главную тему. В первый раз она звучит отдаленным маршем. Мелодия, построенная по звукам трезвучия (соль-си-ре-си -соль), разорвана «пулеметными» аккордовыми репликами, которые в течение периода прибавляют и прибавляют в фактурной тяжеловесности. В конце первого предложения (3 и 4 такты) мелодия «заражается» ритмическим рисунком аккордов, но она произносится на легато в противопоставление стаккатности аккордов. Намек на начало развития развеивается в начале второго предложения, начинающееся той же темой, но сбитой в тональность гармонической доминанты. Заканчивается второе предложение скерцозными аккордами, шуточность и некая издевка которых особенно подчеркивается внезапно появляющимися ритмическим рисунком «16-ая,16-ая,8-ка» и акцентами на слабых долях. Но даже миновав до-минор и вернувшись в исходную тональность, этим аккордам будто не хватило времени, чтобы досказать шутку и они расширяют предложение до 5-ти тактов, нарочито написанный в более мелком размере 2/4.



Но за первыми двумя следует еще одно, третье предложение(!) в исходной тональности,не нарушающее повторности периода. Оно содержит в себе черты и первого, и второго предложений. Так, контраст легатного проведения темы и резких аккордовых выкриков развивается с помощью поднимающейся выше и выше секвенции, проходящей по Си-бемоль мажору и ре-минору. Секвенция сменяется позаимствованным из второго предложения фрагментом скерцо (которое теперь на форте звучит надменно и массивно), также завершающимся добавочным тактом в размере 2/4, что расширяет это предложение уже до 7 тактов.

В итоге мы можем наблюдать нормативный по размерам период (16 тактов) из трех предложений, который в гармоническом отношении является модуляционным .

Последовательное увеличение размеров каждого предложения (4 такта – 5 тактов – 7 тактов), а также обогащение фактуры и нарастающая динамика подводят нас к середине первой части прелюдии, начинающейся в ярком Ми-бемоль мажоре. Она наполнена полнокровными, мощными ниспадающими ходами аккордов и волевыми октавными мотивами, которые вместе очень расширяют диапазон фактуры. Середина представляет собой очередную секвенцию в тональностях Es-dur, B-dur, d-moll, f-moll, c-moll, g-moll. Начиная с пятого такта, смена звеньев секвенции учащается в два раза с помощью приема дробления, что вносит еще большую стремительность и беспокойство в музыку, вихрем несущеюся к каденционной зоне. Здесь с тишайшего субито-пиано вырастает мощная волна шестнадцатых из чередующихся аккордов D и К функций, она подобно низвергающемуся водопаду спускается на октавах стаккато к репризе.

В репризе марш главной темы звучит уже на фортиссимо, приобретая уже угрожающий характер, и у слушателя могло бы сложиться ощущение окончательной сформированности темы, если бы во втором предложении репризы ее железная ритмика не сломалась синкопированными четвертями, явно замедляющими непрерывное метрическое движение восьмушками. Общее затухание достигается не только динамикой, но и интонационным движением мелодии по хроматической линии, и фактурным обеднением, выраженном в упрощении структуры аккордов и сокращении диапазона (реприза варьированная ). Вся музыка сводится к единственному звуку доминанты («ре»), замирающему в ожидании чего-то совершенно нового…

__________________________________________________________________________________

…И это новое появляется во второй части прелюдии, поражая нас своей утонченностью и красотой. В музыке изменилось абсолютно все – и образ, и тональность (Ре-мажор, тональность гармонической доминанты), и метро-ритмическое движение, заслуживающее отдельного внимания. Потрясающая по выразительности мелодия в правой руке, составленная из полнозвучных аккордов, разливается в бесконечном легато на фоне глубочайшего арпеджио левой руки. Фактурный диапозон не больше и не меньше, чем в предыдущей части, но у полноты фактуры теперь иной смысл: арпеджированные волны левой руки становятся человеческим дыханием, вносящим жизнь в мелодию.

В первом предложении периода мы видим еще только эскиз диалога двух голосов. Верхний голос лишен основного тона («ре»), что привносит в звучание неустойчивость и хрупкость; волшебное изящество ощущается в ум.4 «си»-«фа-диез». И в ответ на это очарование звучит благородный, глубокомысленный мотив в первой октаве «ля-до-ре». Когда этот ответ звучит во второй раз, происходит отклонение в соль-минор, мелодия тут же реагирует на этот эмоциональный толчок, она стремится вверх, проходит через до-минор, уже даже волны арпеджио в левой руке участились, но, почти добравшись до вершины, происходит возвращение в Ре-мажор, а мелодия падает на целую нону(!). Неудачность попытки темы дойти до кульминации отражается на неполном размере первого предложения – 7 тактов.

Во втором предложении эскиз диалога очертился, и контуры его стали конкретны. Мы слышим потрясающей красоты переплетение этих двух голосов, будто мужского и женского, которые то дополняют друг друга, лишь передавая мелодическую линию, то в нетерпении наступают один на другой, то вторят друг другу по принципу канона. Так же, как и в предыдущем предложении, по тому же тональному пути (период повторного строения ),мелодия начинает очередной подъем, но теперь, подкрепленная вторым голосом она стремится к вершине с еще большей уверенностью. Можно считать, что кульминация середины приходится как раз на это место, но и в этот раз эйфория не была окончательно достигнута, и следует успокоение: мелодия мерно затихает, ее верхние ноты хроматически спускаются вниз. В последнем такте сокращается и диапазон арпеджио левой руки. Второй раз в этой прелюдии все замирает, мы не знаем, что будет дальше. При желании это можно было бы отнести к драматургическому приему, применяемому Рахманиновым.

________________________________________________________________________________

А ожидает нас повторение первой части . Но начинается она вновь совсем иначе: на трех пиано, будто на цыпочках, она вкрадывается, постепенно набирая силу. В течение первого(D-dur) и второго(g-moll) предложений (по 4 такта) тема накапливает мощь. Вся первая часть репризы сводится к колоссальному крещендо, выраженному и в ускорении темпа, и в нарастании динамики, и в восходящем хроматическом движении мелодии. В начале третьего предложения(Tempo I, c-moll) музыка уже набирает полную силу и сразу после расширенного секвентнообразными мотивами 3-ого предложения периода переходит к серединной части, в которой автор не делает никаких изменений. Она звучит так же мощно и феерично и переходит к репризе. В ней огрызающиеся мотивы шестнадцатых теперь обогащены хроматическими интонациями, добавляющие в характер музыки пафос, надменность и властность, явно ощущающиеся и в дерзких ходах мелодии в басу. Второе и третье предложения отводятся на постепенное диминуэндо: так же как и в самой первой части прелюдии вновь происходит обеднение аккордовой структуры и зависания в ритмической сетке.

В завершение прелюдии звучит миниатюрная кода из трех тактов, где ритмический рисунок темы сохраняется только у левой руки, а правая на едином хрустальном пассаже уходит в высокий регистр, закрывая за собой занавес.

Выполнил студент 4 курса ОСИ

Чиркунов Вячеслав

_____________________________________________________________________________________

Свистельникова Елена Владимировна

Преподаватель игры на фортепиано

ГБОУ СПО СК Ставропольский краевой музыкальный колледж им. Сафонова,

г. Минеральные воды

Исполнительский и педагогический анализ

Прелюдий Рахманинова ре мажор

и соль минор

сочинение 23

Работа над художественным образом тесно связана с анализом исполняемого произведения. Анализ нужен не только исполнителю, но и педагогу. Умение анализировать и глубоко осмысливать нотный текст необходимо и при самостоятельной работе студентов над произведениями разных стилей.

Данная работа посвящена исполнительскому и педагогическому анализу двух прелюдий Рахманинова ре мажор и соль минор соч. 23. Эти прелюдии привлекают, прежде всего, их высокими художественными достоинствами. Контрастные по характеру прелюдии ре мажор и соль минор относятся к числу характерных образов в творчестве Рахманинова.

Богатство и разнообразие художественных образов прелюдий, их глубокое содержание, яркий концертный стиль изложения- все эти качества способствуют огромной популярности многих прелюдий.

Прелюдии Рахманинова- не миниатюры в общепринятом смысле этого слова. Большинству из них свойственна не только масштабность образов, но и их интенсивное развитие. И в этом сказывается большая самобытность художника.

Самым главным источником в работе над художественными образами этих произведений служат редакторские указания автора и фактура прелюдий. Известно, что Рахманинов сам редактировал все свои произведения, поэтому редакторские указания автора являются исключительно важным ключом к пониманию характера его произведений.

Ре-мажорная прелюдия относится к числу ярких лирических высказываний Рахманинова. Плавность и напевность, широкое дыхание, светлый, мягкий колорит, импровизационный характер развития- эти черты придают музыке прелюдий привлекательность и поэтичность.

Асафьев отмечает в рахманиновской задушевной лирике «наличие пейзажа, не живописно- изобразительного, а подслушанного в русском окружении чуткой душой музыканта».

И действительно, многие страницы лирики Рахманинова ассоциируются с красотой русской природы, с бескрайними просторами нашей Родины. Вот почему М. Горький подметил, « как хорошо Рахманинов слышит тишину», а Репин, слушая ре-мажорную прелюдию, «увидел» озеро в весеннем разливе, русское половодье».

Прелюдия написана в трёхчастной форме. Несмотря на общий лирический характер ей свойственна внутренняя динамика развития: спокойное, созерцательное настроение (первый раздел) сменяется более взволнованным (разработка), достигая в кульминации и в третьем разделе большой яркости чувства.

Тип занятия: открытое занятие по предмету музыкальная литература с учащимися дополнительного образования.

Цель занятия:

Познакомить учащихся с основными вехами биографии С.В.Рахманинова и его сочинениями, создать условия для развития творческих способностей, образного мышления через проблемное изучение материала.

Образовательные:

  • Расширить познания детей о великом композиторе, познакомить учащихся с сочинениями С.В. Рахманинова и историей их создания.

Развивающие: Развить навыки разбора, анализа музыкальных произведений на примере произведений С.В.Рахманинова.

  • Развить умение учащихся работать с первоисточниками, самостоятельно подбирать материал по заданной теме.
  • Развить творческие способности, внимание, усидчивость и воображение.
  • Воспитательные:

    • Воспитать слушательскую культуру, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
    • Воспитать чувства патриотизма.

    Методы обучения: словесно-индуктивный (беседа), частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск), стимулирование музыкально-творческой деятельности, наглядно-слуховые, анализ, творческое задание.

    Формы работы: индивидуальная, групповая.

    Оформление кабинета:

    На столе разложены нотные издания сочинений С.В.Рахманинова, книга Б.С.Никитина “Две жизни”, аудио-диски, виниловые пластинки с записями произведений Рахманинова, фото-альбомы о С.В.Рахманинове, маленький круглый столик, покрытый скатертью с бахромой, на столе бюст Рахманинова

    Ход занятия

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Это занятие мы посвятим выдающемуся деятелю культуры.

    <Рисунок 1>

    Предложить учащимся ответить на вопросы: Чей портрет перед вами? Что вы знаете об этом человеке? Почему мы будем говорить о нем? Ответы учащихся: Это – С.В. Рахманинов, великий русский композитор,2 апреля 2013года исполнилось 140 лет со дня рождения.

    Учитель: “ … Миссию С.В.Рахманинова в истории мирового искусства нельзя определить и оценить иначе как миссию певца России. Годы жизни Рахманинова совпали с периодом величайших исторических потрясений, сказавшихся и на его собственном жизненном и творческом пути – блистательном и трагическом. Композитор был свидетелем двух мировых войн и двух русских революций. Он приветствовал крушение русского самодержавия, но не принял Октябрь. Почти половину жизни прожил за рубежом, но до конца чувствовал себя русским”. А теперь послушайте, что скажет известный режиссер, автор документального фильма “ Гении Сергей Рахманинов” А. Кончаловский

    Учащимся предлагается для просмотра фрагмент№1 фильма, далее сообщение учащегося о педагоге С.Рахманинова Звереве Н.С.: “Н.С. Зверев и его воспитанники” Зыкова Лиза <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>, <Рисунок 6>, <Рисунок 7>, <Рисунок 8>

    “…На этом снимке вы видите трех мальчиков и самого Николая Сергеевича Зверева, наставника, педагога, воспитателя. А мальчики (слева направо) М.Пресман, С.Рахманинов, Л.Максимов. Они и еще несколько воспитанников жили в доме Зверева наряду с теми, кто приходил заниматься днем – среди приходящих был также будущий талантливый композитор А.Н.Скрябин. Н. С. Зверев был мастером-педагогом, он не только талантливо обучал пианистической игре, но и воспитывал в мальчиках настоящих мужчин. Занятия длились почти весь день: подъем в 6 утра, завтрак, а затем бесконечные упражнения на рояле. Это был очень жесткий, но справедливый человек. Пройдя его суровую школу, многие известные музыканты: Зилоти, Скрябин, Максимов, Игумнов, Пресман, Левин – приобрели на всю жизнь любовь к порядку, умение работать и четко распоряжаться своим временем. “Лучшее, что есть во мне, я обязан Звереву” – писал С.В. Рахманинов. В доме Зверева часто собирались известные композиторы, поэты, писатели педагоги консерватории и среди них был П.И.Чайковский, который показывал свои новые произведения и слушал игру воспитанников – “зверят” <Рисунок 9 >

    Так, например, воспитанниками был разучен новый альбом пьес для фортепиано П.И. Чайковского “Времена года”, и Сережа Рахманинов исполнил пьесу “Ноябрь. На тройке”

    Учащимся предлагается послушать запись пьесы П.И.Чайковского “Ноябрь. На тройке”. Далее сообщение учащегося об учебе С. Рахманинова в Московской консерватории:

    “Учеба С.В.Рахманинова в Московской консерватории” Воронин Гера() <Рисунок 10>, <Рисунок 11>, <Рисунок 12>, <Рисунок 13>

    “…Чайковский остался очень доволен игрой мальчика. Так состоялось первое знакомство с великим композитором, повлиявшим на его дальнейшую судьбу. В 1889 году произошла ссора между Зверевым и Рахманиновым. Рахманинов начал усиленно заниматься композицией, ему нужно было отдельное помещение, а в доме все время звучала музыка, – Рахманинов ушел из дома наставника, в котором прожил 4 года. Он продолжал занятия в Московской консерватории. Сергей был полностью захвачен уроками гармонии и полифонии у Танеева и свободным сочинением у Аренского. Талант его был замечен всеми в консерватории. На экзамене по гармонии Петр Ильич Чайковский, прослушав написанные Рахманиновым и им же самим исполненные пьесы, был настолько восхищен, что вокруг выставленной пятерки с плюсом расставил еще три плюса. Успех Рахманинова был непревзойденным, на что Петр Ильич сказал о Рахманинове: “Ему я предсказываю великое будущее”. Очень тяжело воспринял Рахманинов кончину П.И. Чайковского, который был для композитора близок всей душой, утрата которого была невосполнима.” Вы сейчас услышите сочинение С.В. Рахманинова “ Элегическое трио”, написанное им на смерть великого Чайковского. В нем, с необыкновенной задушевностью и щемящим чувством утраты близкого сердцу человека, С. В. Рахманинов передал всю свою любовь и скорбь. “ …Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели “ Памяти великого художника” (ор.9) написано Рахманиновым на смерть Чайковского в 1893 году. Первую часть начинает скорбная тема в ритме похоронного марша. Она же и оканчивает ее, словно возвращая боль утраты. Вторую часть – вариации на тему хорального склада – отличает более светлый колорит и уравновешанность. В финале как напоминание об утрате возвращается печальный напев в русском стиле…”

    Учащимся предлагается послушать запись – С.В.Рахманинов “ Элегическое трио”, далее сообщение учащегося о первом приезде С. Рахманинова в имение Сатиных Ивановку: “Ивановка. Создание Первого концерта для фортепиано с оркестром” Поярков Егор.

    “…Искра истинного вдохновения влетела в душу молодого Сергея Рахманинова летом 1890 года. Тем летом Сергей впервые приехал в имение Ивановка, принадлежавшее его родной тете Сатиной Варваре Аркадьевне -родной сестре его матери… <Рисунок 14>, <Рисунок 15>, <Рисунок №16>

    … В Ивановке летом собиралось много родственников. Среди них были три сестры Сергея -Наталья, Людмила и Вера Сатины.

    Внимание Сергея приковала младшая из сестер Вера, а Наташе была оставлена роль исповедника не без глубоких симпатий и чувств…

    …Каким изумительным было очарование юности! Искра вдохновения, что влетела в Сережину душу в то незабываемое ивановское лето девяностого года, заставила его взяться за Фортепианный концерт и создать одно из замечательнейших своих произведений. Трудно поверить, что оно было написано семнадцатилетним юношей. Сколько чувства вложил композитор в это произведение! Страстная каденция первой части своей энергией заставляет пережить вместе с автором состояние его подъемов и разочарований, радости и отчаяния. Эта проникновенная музыка искренне передает то, что каждому из нас доступно, ибо в той или иной мере доводилось чувствовать. Вторая часть уводит в первое ивановское лето, где в сиреневой аллее в светлом платьице шагает и радуется жизни взволнованная своим новым чувством Верочка Скалон. И много, много душистых трав, цветов, пруды, степные просторы, ни с чем не сравнимый воздух родной Ивановки. Концерт впитал все это, и не уступал он по своим музыкальным достоинствам “ старшим братьям” – более поздним фортепианным концертам.”

    Учащимся предлагается послушать запись Первого фортепианного концерта С.В. Рахманинова – 1 часть (фрагмент), <Рисунок 19>, <Рисунок 20>, <Рисунок 21>

    Учитель : “…15 марта 1897 году в Петербурге в концертах, который организовывал богатый меценат Беляев, состоялось первое исполнение Первой симфонии, которое было не понято критикой из-за его новаторских идей. Рахманинов расценил это как провал и мучительно болезненно воспринял это событие. Летом 1897 года состояние композитора было настолько тяжелым, что он сам не знал, как ему поступить. На почве переживаний у него развилась неврастения, мучительные боли в спине, руках и ногах. Он вообще перестал сочинять, если бы не доктор Н.В.Даль, который спас композитора от страшнейшей депрессии.”

    Сообщение учащегося о Прелюдии до-диез-минор: “ Прелюдия до-диез минор С.В. Рахманинова” Артамонов Максим <Рисунок 17>, <Рисунок 18>

    “…Тут произошло событие, которое встряхнуло, воодушевило и вселило некоторые надежды. Осенью 1898 года Александр Ильич Зилоти совершил концертное турне в Европе, Америке и Англии. Всюду он исполнял Прелюдию до-диез минор Рахманинова, и эту пьесу неизменно встречали бурными аплодисментами. Наряду с хорошо опробированным классическим репертуаром, составленным из произведений композиторов мирового масштаба успех доставался именно этой прелюдии Рахманинова. Английские и американские издатели тут же выпустили ноты, которые мгновенно распродались, и прелюдия Рахманинова зазвучала во всем мире. Сейчас вы услышите Прелюдию и с первых звуков прелюдии прозвучит основная короткая тема. Она поражает нас своей силой, лаконичностью, в ней композитор выразил дух России. Удивительно, что это произведение написано в раннем возрасте, но наполнено гуманизмом и всеобъемлющей любовью, верой в жизнь”. Предложить учащимся послушать Прелюдию до-диез-минор и определить форму произведения, характер каждой части. После прослушивания ответы учащихся : форма трехчастная с небольшой кодой.

    1 часть: повествовательная, мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола, ему отвечают аккорды скорбного характера, темп медленный.

    2 часть: происходит смена темпа, порывистый характер, стремление вверх, наивысший предел звучности, сильное напряжение.

    3 часть: вырастает из 2 части, рояль звучит как целый оркестр, главная мелодия (тема) становится крупной, грозной.

    Заключение (кода) все стихает, напоминает удары колокола.

    Сообщение учащегося о Втором Концерте: “Второй концерт для фортепиано с оркестром – история создания” Минькина Катя.

    “…За сочинение Второго концерта для фортепиано с оркестром (он посвящен Н.В. Далю, известному доктору) Рахманинов принялся не сразу после лечения у Н.В.Даля, хотя, по его словам, в нем “зашевелились музыкальные идеи, и материала накопилось для моего концерта более, чем достаточно”.Сначала были созданы вторая и третья части Второго концерта (первая родилась позже). Их Рахманинов доверил проиграть на фортепиано А.Зилоти, который пришел в восторг и убедил композитора, что можно и нужно выйти с ними на эстраду. Успех превзошел все ожидания! О концерте было сказано, что в этом произведении много поэзии, красоты, тепла. Богатая оркестровка, жизнерадостная творческая сила Рахманинова на каждом шагу заявляет о его таланте. Первое исполнение Второго концерта для фортепиано с оркестром прошло 2 декабря 1900 года с громадным успехом”. <Рисунок 22> ,<Рисунок 23>

    Предлагается учащимся послушать первую часть Второго концерта С.В. Рахманинова. Предложить вопрос учащимся: В какой ответственный момент мы слышим эту музыку?

    Ответ учащихся: Во время празднования Праздника Победы 9 мая, после минуты молчания минуты молчания.

    Учитель: Важнейшим этапом в творческом развитии Рахманинова стало создание в 1909 году Третьего фортепианного концерта, который не уступает своему предшественнику по мелодическому богатству и красоте тем. Третий концерт наделен большей зрелостью и глубиной мысли. В этом же1909 году Рахманинов впервые успешно гастролирует в США. Подробнее о Третьем концерте очень выразительно говорит замечательный пианист нашего времени Николай Луганский. Далее предложить учащимся посмотреть фрагмент фильма №2 А. Кончаловского “Гении С. Рахманинов”, далее <Рисунок 24>, <Рисунок 25>

    Сообщение учащегося о Рахманинове-пианисте: “Рахманинов-пианист” – Спесивцева Анна.

    “…Рахманиновское исполнение-это подлинное творчество. Стремясь глубоко проникнуть в авторский замысел, Рахманинов открывал при этом в известных всем произведениях новые черты, находил новые, не замеченные другими музыкантами, краски. Он неизбежно вносил нечто свое, рахманиновское, в музыку других авторов. Если иногда его интерпретация не во всем соответствовала установившемуся представлению о стиле того или иного композитора, она все же всегда была внутренне оправдана…

    …В игре Рахманинова все предельно просто, естественно и выпукло. Мелодичность, мощь и полнота “пения” – вот первые впечатления от его пианизма…Феноменальный технический аппарат Рахманинова и совершенство его игры никогда не привлекают внимания сами по себе. Слушатель от начала до конца остается захваченным художественной, творческой стороной исполнения…”

    …Н.К.Метнер: “В равной степени огромный мастер как композитор, пианист, дирижер, он во всех своих проявлениях поражает нас главным образом одухотворением звуков, оживлением музыкальных элементов”…Его гигантская техника, его виртуозность служат лишь уточнением вдохновенных образов”.

    У Рахманинова были необыкновенно длинные пальцы и большие руки. Благодаря такой особенности он мог дотянуться левой рукой от ноты “до” до ноты “соль” следующей октавы, при этом нажимая еще несколько клавиш между ними. Эта замечательная физическая особенность, без сомнения, помогла композитору сформировать характер его фортепианных произведений, с его большими аккордами и широкими арпеджио, распределенными по всей клавиатуре. Обладая, по словам современников, “волшебными руками”, пианист никогда не ставил во главу угла техническое мастерство.

    Учащимся предлагается послушать Прелюдию соль-минор в исполнении С.Рахманинова и поанализировать форму произведения, характер каждой части.

    Учащиеся после прослушивания дают характеристику музыкальным образам прелюдии:

    Форма трехчастная

    1 ч. – тревожная, бурная, взволнованная;

    2 ч. – сомнение, ожидание, томная лирика;

    3 ч. – звучит мощнее, объемнее, чем первая часть

    Сообщение учащегося о жизни и творчестве Рахманинова после 1917 года “ Жизнь С.В.Рахманинова в эмиграции” Оршак Даша <Рисунок 26>, <Рисунок 27>

    “…С. В. Рахманинов воспользовался пришедшим неожиданно из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В конце 1917 года он вместе с женой Натальей Александровной и детьми покидает Россию. Вначале он едет в Париж, затем перебирается в Швейцарию. С 1935 года композитор живет в США…. <Рисунок 28>

    … Наступает новый перерыв в творчестве Рахманинова, на этот раз значительно более длительный, чем предыдущий. Только спустя целое десятилетие композитор возвращается к сочинению музыки, сделав обработку трех русских народных песен для хора и оркестра и завершив Четвертый фортепианный концерт, начатый еще накануне Первой мировой войны. Рахманинов мучительно тосковал по родине, постоянно размышляя о том, не совершил ли он ошибку, покинув отчизну. Он жадно интересовался всем, что приходило из Советского Союза, и его интерес к своей обновленной родине был искренен, глубок. <Рисунок 29>, <Рисунок 30>

    …Он читал книги, газеты и журналы, приходившие из СССР, собирал советские пластинки. Возможно, все это послужило толчком для постепенного возрождения творчества Сергея Васильевича, создавшего в 1930-е годы такие прекрасные сочинения, как „Симфонические танцы”, Рапсодия на тему Паганини и Третья симфония.”

    Учитель: Последний концертный сезон Рахманинова – 1942-1943 годов – начался 12 октября сольным концертом в Детройте. Весь сбор с концерта 7 ноября в Нью-Йорке, в сумме 4046 долларов, Сергей Васильевич, как делал до этого не раз, опять отдал на нужды войны: часть пошла американскому Красному Кресту, часть была передана через генерального консула – России, стране, которую он никогда не забывал. После тяжелой болезни Рахманинов скончался в кругу своих близких в Беверли Хилз 28 марта 1943 года. <Рисунок 33>, <Рисунок 34>

    Предложить учащимся послушать “ Вокализ” С.В. Рахманинова и на фоне звучания этого произведения предложить учащимся вопросы и высказать свое мнение об услышанном и увиденном на занятии:

    1. Какие произведения С.В. Рахманинова вам особенно запомнились?
    2. Какие факты из биографии композитора вас заинтересовали?
    3. В чем своеобразие, уникальность рахманиновской музыки?
    4. Современна ли она сейчас – как вы думаете?
    5. Что вы нового узнали сегодня на этом занятии? Что впервые вы открыли для себя?
    6. Хотели бы вы, чтобы подобные занятия, посвященные жизни великих пианистов и композиторов, проходили чаще?

    Итог занятия: На примере биографии С.В. Рахманинова и его сочинений учащиеся смогли продемонстрировать свое умение работать с первоисточниками, самостоятельно подбирать материал на заданную тему, проявили навыки слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на предложенные музыкальные произведения.

    Предложить учащимся подготовить к следующему занятию материал о П.И. Чайковском: биографию композитора и сочинения для разбора и слушания, созданных П.И. Чайковским на разных этапах творчества.

    Литература

    1. “Сергей Рахманинов. Две жизни”./Б.С. Никитин. – М; Издательский дом “Классика – ХХ1”, 2008 – 208 с,ил.
    2. Воспоминания о Рахманинове. Том 1/Сост. З.Апетян. – М.: “Музыка, 1967 – 570 с.
    3. Воспоминания о Рахманинове. Том 2./Сост.З.Апетян. – М. “Музыка”, 1967 – 548 с.
    4. П.И.Чайковский, А.Скрябин,С.Рахманинов/Н.И.Енукидзе. – “РОСМЕН”, 2002. 112 с.
    5. Русская и советская музыка. Хрестоматия для учащихся старших классов/Cост.В.М.Блок, К.П.Португалов. – М.: “Просвещение”, 1977. – 238 с.
    6. Русская музыкальная литература. Выпуск 4./Общая редакция М.К. Михайлова, Э.Л. Фрид. – Л.: “Музыка”,1973. – 256 с.
    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Как сделать суп из фасоли с мясом рецепт с фото
    Блюда из капусты, в мультиварке
    Калорийность рыбы жареной и запеченной Рыба в духовке ккал