Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дидактические игры. Дидактическая игра «Чьи глаза»

Картотека дидактических игр

Тема: Животные

Дидактическая игра «У кого – кто»

У кошки – котенок, котята

У собаки – щенок, щенята

У свиньи – поросенок, поросята

У коровы – теленок, телята

У лошади — жеребенок, жеребята

У овцы – ягненок, ягнята

У тигра – тигренок, тигрята

У лисы – лисенок, лисята

У козы – козленок, козлята

У медведя – медвежонок, медвежата

У волка – волчонок, волчата

У зайца – зайчонок, зайчата

У ежа – ежонок, ежата

У льва — львенок, львята

У лягушки – лягушонок, лягушата

Корова – мычит (му-у)

Собака – лает (гав-гав)

Свинья – хрюкает (хрю-хрю)

Лошадь – ржет (иго-го)

Овца – блеет (бе-е)

Кошка – мяукает (мяу)

Лягушка – квакает

Курица – кудахчет

Утка — крякает

Жук – жужжит

Волк – воет

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Тигр — рычит

Петух – кукарекает

Кукушка — кукует

Дидактическая игра «Назови ласково»

кошка – кошечка цветок – цветочек

собака – собачка звонок — звоночек

лошадь – лошадка листок- листочек

овца – овечка корабль — кораблик

коза – козочка самолет — самолетик

стул – стульчик звезда — звездочка

стол – столик сын — сыночек

кровать- кроватка мама — мамочка

окно- окошко папа — папочка

дом –домик дочь — доченька

платье- платьице ветер — ветерок

рубашка – рубашечка дождь — дождик

носки – носочки снег — снежок

платок – платочек солнце — солнышко

Дидактическая игра «Чей хвост»

Корова — коровий

Заяц – заячий

Овца-овечий

Лошадь – лошадиный

Кошка –кошачий

Коза – козий

Поросенок – поросячий

Еж – ежиный

Белка –беличий

Волк – волчий

Лиса – лисий

Ворона – вороний

Собака –собачий

Дидактическая игра «КОМУ ЧТО ДАДИМ»

Мясо – волку

Малину – медведю

Морковку — …зайцу

Яблоко — …ежу Орехи — …белке Сено — …коню

Косточку — …собаке

Молоко — …кошке

Зерно — …петуху, курице

Дидактическая игра «Назови семью»

Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок;

Папа – волк, мама – волчица, сын – волчонок;

Папа – тигр, мама – тигрица, сын – тигренок;

Еж – ежиха – ежонок;

Лис – лиса – лисенок;

Заяц – зайчиха – зайчонок;

Слон – слониха – слоненок;

Конь – лошадь – жеребенок

Петух – курица — цыпленок

Кабан – свинья – поросенок

Дидактическая игра « КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

Лиса живет в норе.

Медведь зимует в …берлоге.

Волк живет в … логове.

Белка живет в …дупле.

Муравей – в муравейнике.

Птица – в гнезде.

Акула – в море.

Собака — в конуре.

Курица — в курятнике.

Конь – в конюшне.

Пчелы – в улье.

Щука – в реке.

Дидактическая игра «Чьи глаза»

Корова – коровьи

Заяц — заячьи

Овца — овечьи

Лошадь – лошадиные

Кошка — кошачьи

Коза – козьи

Поросенок – поросячьи

Еж – ежиные

Белка – беличьи

Волк –волчьи

Лиса – лисьи

Тема: Овощи и фрукты

Дидактическая игра «Большой – маленький»:

Огурец – огурчик

Помидор – помидорчик

Горох – горошек

Лук – лучок

Тыква – тыковка

Морковь – морковка

Капуста – капусточка

Арбуз – арбузик

Дыня – дынька

Яблоко – яблочко

Лимон – лимончик

Апельсин — апельсинчик

Дидактическая игра «Назови цвет»:

Морковь (какая?) – оранжевая

Капуста (какая?) — белая

Помидор (какой?) – красный

Огурец (какой?) – зеленый

Репа (какая?) – желтая

Апельсин (какой?) — оранжевый

Лимон (какой?) – желтый

Арбуз (какой?) – полосатый

Слива (какая?) — синяя

Малина (какая?) — красная

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Морковь, горох, капуста, яблоко.

Помидор, слива , огурец, репа.

Малина , картошка, лук, тыква.

Свекла, редис, клубника , помидор.

Яблоко, лимон, морковь , груша.

Апельсин, кабачок , слива, вишня.

Баклажан, огурец, капуста, черешня.

Тема: Одежда

Дидактическая игра «Один-много»

Один шарф – много… шарфов

Одна шапка – много…шапок

Одни перчатки – много …перчаток

Один носок – много…носков

Одна куртка – много…курток

Одно платье – много … платьев

Один костюм – много…костюмов

Одна шляпа – много … шляп

Одни сапоги – много …сапог

Дидактическая игра «Подбери признаки»

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые…

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) — новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) — белая, праздничная….

Шуба (какая?) — меховая, теплая…

Тема: Профессии

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Повару — кастрюля, поварешка,…

Врачу – шприц, вата…

Учителю – книга, ручка…

Почтальону – письма, газеты…

Продавцу – весы, продукты…

Строителю – кирпич, цемент…

Парикмахеру – ножницы, зеркало…

Художнику – кисти, краски…

Садовнику – лейка, грабли…

Портнихе – нитки, иголка…

Прачке – стиральная машина, прищепки…

Дидактическая игра «Кто что делает»

Врач – лечит людей

Повар — …готовит обед

Строитель — …строит дом

Космонавт — …летает в космос

Учитель – … учит детей

Шофер — …водит машину

Садовник – выращивает цветы

Художник – рисует картины

Воспитатель – воспитывает детей

Прачка – стирает белье

Портниха – шьет одежду

Милиционер – следит за порядком на улице

Тема: ТРАНСПОРТ

Дидактическая игра «Подбери признак»

Машина (какая?) – красная, новая, …

Самолет (какой?) – большой, быстрый, …

Пароход (какой?) – белоснежный, красивый, …

Грузовик (какой?) – тяжелый, огромный, шумный…

Велосипед (какой) – новый, двухколесный…

Поезд (какой?) – скоростной, длинный, быстрый…

Лодка (какая?) – маленькая, большая, деревянная…

Самосвал (какой?) – мощный, огромный, тяжелый…

Вертолет (какой?) – грузовой, серебристый,…

Дидактическая игра «Назови профессию»

Кто управляет самолетом?…Летчик

Кто управляет вертолетом?…Вертолетчик

Кто управляет теплоходом?…Капитан

Кто управляет поездом?…Машинист

Кто управляет трамваем?…Вагоновожатый

Кто управляет грузовой машиной? …Шофер

Кто ремонтирует автобус?…Механик

Кто моет автобус?…Мойщик

Кто продает билеты в автобусе?…Кондуктор

Кто проверяет билеты в поезде?…Контролер

Кто служит на водном транспорте?…Моряки

Кто поддерживает связь с землей по радио на самолете?…Радист

Кто оказывает помощь пассажирам в самолете?…Стюардесса

«КОГО? ЧТО?»

Кого можно увидеть в лесу? ….Волка, лису, ежа, лося, белку, зайца, грибника, лесника…

Что можно увидеть в лесу?..Деревья, грибы, ягоды, листья, мох, траву, ручей, камни…

Кого можно увидеть в зоопарке? … Медведя, слона, тигра, детей…

Что можно увидеть в зоопарке?… Клетки, деревья, скамейки, скульптуры, дорожки, ограды, цветы…

Кого можно увидеть на улице? Мужчин, женщин, мальчиков, девочек, старушек, милиционера, собак, кошек…

Что можно увидеть на улице? Машины, дома, светофоры, дороги, тротуары, цветы, фонтаны, музей, парк…

Кого ищет девочка? Кого купила мама?

Что ищет девочка? Что купила мама?

Кого потерял Миша? Кого увидел папа?

Что потерял Миша? Что увидел папа?

«Кто что делает?» (закончи предложение)

Образец: Мальчик ест…суп (котлету, яичницу)

Мальчик пьет…компот (воду, чай)

Девочка рисует…цветы Вова нашел…карандаш

Мама стирает…платье Мама мыла…посуду

Мама сажает… лук Папа чинил…велосипед

Мама купила…хлеб Лена читает…письмо

Петя несет… сумку Вася чистит..обувь

Катя увидела…собаку Мама режет…овощи

Наташа услышала…птичку Бабушка вяжет… носки

Папа ремонтирует…машину Мама шьет …рубашку

Девочка моет …окно Петя смотрит…телевизор

Мальчик вешает…картину Папа покупает…молоко

Дидактическая игра «Маленький гномик»

«Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и все-все у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика — носик; у нас колпак, а у гномика – колпачок, а теперь ты продолжай»:

у нас пальто, а у гномика… пальтишко

у нас куртка, а у гномика… курточка

у нас комната, а у гномика…комнатка

у нас кухня, а у гномика…кухонька

у нас окно, а у гномика…окошко

у нас кастрюля, а у гномика…кастрюлька

у нас чашка, а у гномика…чашечка

у нас кровать, а у гномика…кроватка

у нас стол, а у гномика….столик

у нас стул, а у гномика…стульчик

у нас шкаф, а у гномика…шкафчик

у нас огород, а у гномика…огородик

у нас сад, а у гномика…садик

у нас борода, а у гномика…бородка

у нас нос, а у гномика…носик

у нас рот, а у гномика…ротик

у нас брюки, а у гномика…брючки

у нас носки, а у гномика…носочки

у нас туфли, а у гномика…туфельки

Дидактическая игра «ОН – ОНА»

«В одном доме жили мальчик Саша и девочка Саша и все они делали вместе: мальчик Саша ходил — и девочка Саша ходила, мальчик Саша играл и девочка Саша играла, а теперь ты продолжи»:

Мальчик Саша бегал – девочка Саша…бегала

Мальчик Саша прыгал, девочка Саша…прыгала

Девочка Саша ела, мальчик Саша…ел

Девочка Саша рисовала, мальчик Саша …рисовал

Мальчик Саша плавал, девочка Саша…плавала

Летал – летала

Скучал – скучала

Танцевал – танцевала

Убегал – убегала

Спал – спала

Читал – читала

Дидактическая игра «Два – две»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?..

Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.

А что у нас по две?…

Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два..огурца ваза – две…вазы

стул – два..стула вишня – две…вишни

стол — два…стола слива – две…сливы

кот — два …кота кошка – две…кошки

тюльпан – два …тюльпана роза – две…розы

помидор – два…помидора чашка – две…чашки

окно – два…окна машина – две…машины

дерево – два…дерева кастрюля – две…кастрюли

костюм – два…костюма майка – две…майки

Дидактическая игра «Отвечай на вопрос — кому?»

Дается образец:

Кому бабушка вяжет носки? …Бабушка вяжет носки внучке.

Кому девочка пишет письмо? … Девочка пишет письмо брату.

Кому Петя подарил цветы?

Кому Лена дает сена?

Кому Катя наливает суп?

Кому папа ремонтирует машину?

Кому дедушка читает сказку?

Кому Наташа бросила косточку?

Кому Галя бинтует лапу?

Кому Вова сыплет крошки?

Кому медсестра делает укол?

Кому мама открывает дверь?

Кому Надя заплетает косу?

Дидактическая игра «Отвечай на вопрос — чем?»

Дается образец:

Чем Вова ест котлеты?… Вова ест котлеты вилкой.

Чем Коля ловит рыбу?…Коля ловит рыбу удочкой.

Чем Таня ест бульон?

Чем мама наливает суп?

Чем папа пилит дрова?

Чем бабушка гладит белье?

Чем дочка подметает пол?

Чем Маша рисует картину?

Чем Лена причесывает волосы?

Чем медсестра забинтовывает рану?

Чем дедушка режет колбасу?

Чем маляр красит стену?

Чем Люся моет руки?

Чем Гена копает грядку?

Чем мама покрывает ногти?

Чем Катя клеит бумагу?

Дидактическая игра «Отвечай на вопрос – с чем?»

Дается образец:

С чем ведро, если в нем молоко — …ведро с молоком

вода — …ведро с водой

белье — …ведро с бельем

  1. С чем ведро, если в нем – мусор, снег, кипяток, бумага, опилки, песок, краска.
  2. С чем кастрюля, если в ней — суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ.
  3. С чем банка, если в ней — капуста, клюква, повидло, варенье, сметана, мука, сахар.
  4. С чем чашка, если в ней – чай, кефир, компот, сок, лимонад, кисель, квас, ряженка, молоко.

«Закончи предложение» (с мячом)

Лимоны кислые, а сахар…сладкий

Собака лает, а кошка…мяукает

Ночью темно, а днем…светло

Зимой холодно, а летом…жарко

Ты ешь ртом, а слушаешь…ушами

Ты читаешь глазами, а пишешь…рукой

Утром мы завтракаем, а днем…обедаем

Днем мы обедаем, а вечером…ужинаем

Птица летает, а змея…ползает

Лодка плывет, а машина …едет

У человека две ноги, а у собаки…четыре лапы

Птицы живут в гнездах, а люди…в домах

Зимой идет снег, а летом…дождь

В России говорят по-русски, а в Англии…по-английски

Из шерсти вяжут, а из ткани…шьют

Балерина танцует, а пианист…играет

Дрова пилят, а гвозди…забивают

Певец поет, а строитель…строит

«Четвертый лишний»

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, щука

елка, земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка, морковь, василек,

кукла, машинка, пирамида, книга

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка , санки

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лед

змея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник , альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб

«Кто кем (чем) будет?»

Яйцо…цыпленком, крокодилом, птенцом, яичницей

Цыпленок…курицей, петухом

Мальчик…мужчиной, дедушкой

Желудь…дубом

Икринка…рыбой, лягушкой

Мука…хлебом, пирогом, тестом, булкой

Железо… пилой, рельсами, трубой, машиной

Кирпич…домом, забором

Девочка…женщиной, старушкой, бабушкой

Доска…столом, стулом, шкафом, полом, домом, будкой

Почка…листом, цветком

Шерсть…свитером, платьем, жакетом, ковром

Козленок…козой, козлом

«Кем (чем) был?»

Цыпленок….яйцом Ботинки…кожей

Лошадь….жеребенком Дом….кирпичом

Корова….теленком Мастер….учеником

Дуб…желудем Собака….щенком

Рыба….икринкой Листок….почкой

Яблоня….семечком Свитер….шерстью

Лягушка….головастиком Шуба…мехом

Бабочка…..гусеницей Птица….птенцом

Хлеб….мукой Козел….козленком

Шкаф….доской Овца….ягненком

Велосипед… железом Свинья…поросенком

Рубашка….тканью Лошадь…жеребенком

По развитию речи

Тема «Игрушки»

Цель:

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - … .

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Один мяч, два мяча, пять мячей, две куклы… .

Дидактическое упражнение «Какой?»

Цель: упражнять в образовании признака от предмета.

Игрушка – игрушечный, кукла – кукольный, стол – настольный, зеркало - … .

Тема «Огород, овощи»

Дидактическая игра «Картошечка»

Цель: учить составлять предложения с определенным глаголом. Закреплять знания детей о труде взрослых в огородах, на полях.

Детям предлагается вспомнить о труде овощеводов. Затем придумать предложение с заданным словом – действием.

Копать Весной копают землю для посадки картофеля.

Ухаживать Чтобы вырос хороший урожай, за посадками надо ухаживать.

Поливать Летом солнце очень жаркое, поэтому нужно поливать растения.

Выдергивать Сорняки надо выдергивать, чтобы они не мешали расти картофелю.

Выкапывать

Готовить

Дидактическая игра «Мой любимый овощ»

Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.

Материал: муляжи овощей или картинки с изображением овощей, план – схема для составления описательных рассказов.

Педагог предлагает каждому ребенку выбрать любой овощ и рассказать о нем по схеме.

Условные обозначения:

Знак вопроса – что это?

Грядка – где растет?

Цвет, форма.

Величина.

Солонка – вкус.

Человек – как использует.

Дидактическая игра «Какой?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные по теме «Овощи».

Материал: мяч.

Суп из овощей – овощной, салат из моркови – морковный… .

Тема «Сад, фрукты»

Дидактическая игра «Какой, какое?»

Цель: учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Материал: мяч.

Сад и яблоко. Яблоневый сад.

Сад и груша. Грушевый сад.

Груша и варенье. Грушевое варенье.

Персик и сок. Персиковый сок.

Гранат и сок. Гранатовый сок.

Яблоко и пирог. Яблочный пирог.

Яблоко и пюре. Яблочное пюре.

Ананас и желе. Ананасное желе.

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах.

Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Дидактическая игра «Мой любимый фрукт (ягода)»

Цель: учить составлять описательные рассказы о ягодах, фруктах.

Предложить детям составить описательные рассказы о фруктах и ягодах по плану:

Где растёт?

Внешний вид.

Каков на вкус?

Что из него готовят?

Дидактическая игра «Сравни»

Цель: учить составлять сравнительные рассказы.

Предложить детям составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.

Тема «Дары леса. Грибы»

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: учить составлять описательные рассказы о грибах.

Материал: картинки с изображением грибов.

Вариант 1. Взрослый раскладывает перед детьми картинки, описывает внешний вид, а дети должны их назвать: «Растут возле пней на длинных ножках с коричневыми шляпками.» (Опята)

Вариант 2. Ребенок сам описывает внешний вид гриба и предлагает детям его узнать.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб , в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

(Т. Кулакова)

Дидактическая игра «Раздели на группы»

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Педагог предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя» .

Дидактическая игра «Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными

Тема «Осень»

Дидактическое упражнение «Подбери предметы к признакам»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Осенний - день,… .

Осенняя - погода,… .

Осеннее - небо,… .

Осенние - дожди,… .

Тема «Дикие животные»

Дидактическая игра « Чей, чья, чье?»

Цель: : формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

След (чей?) – лисий, волчий … .

Уши (чьи?) – лисьи, волчьи … .

Голова (чья?) – лисья, волчья … .

Тема «Домашние животные»

Тема «Перелетные птицы»

Тема «Лес. Деревья»

Тема «Головные уборы»

Тема «Профессии»

Тема «Зима»

Тема «Что из чего сделано»

Тема «Новый год»

Тема «Зимние забавы»

Тема «Транспорт»

Тема «Зимующие птицы»

Тема «Моя страна»

Тема «Одежда»

Тема «Морские животные»

Дидактическая игра «Сравни»

Цель: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а .

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый … .

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого … .

Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый … .

Бурый медведь спит в берлоге, а белый … .

Тема «Птицы»

Тема «Весна»

Тема «День космонавтики»

Тема «Цветы»

По развитию речи

для детей дошкольного возраста»

Тема «Игрушки»

Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - … .

Тема: «Осень. Признаки осени»

Лексика

Предметы: осень, время года, месяц, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, урожай, деревья, заморозки, листья, лес, овощи, фрукты, птицы, слякоть, погода, небо, пора.

Действия: падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, убирают, собирают, срывают, желтеют, сохнут, вянут, моросит.

Признаки: ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, частый, редкий, хмурая, ненастная, сырая, голые, печальная, дивная.

Осень, осень к нам пришла!

Нам подарки принесла:

Желтые листочки,

Вкусные грибочки,

Овощи и фрукты,

Хлебные продукты!

Подбери признаки :

Осень – ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая,

холодная, унылая, прекрасная, пышная, дивная…

Подбери действия :

Осень – приходит, наступает, наводит грусть…

Подбери родственные слова:

Птица – птичка, птичий, птичник, птичница…

Лес – лесок, лесочек, лесной, лесник, лесничий, лесовоз…

Подбери предметы к признакам:

осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес;

осенняя – погода, ночь, непогода, одежда, сырость;

осеннее – небо, пальто, дерево, ненастье;

осенние – каникулы, листья, заморозки.

Расскажи об осени по плану:

Когда наступает осень?

Приметы осени в природе.

Красота золотой осени.

Труд человека в осенний период.

Загадки об осени:

Желтые листики летят, Все деревья облетели, зеленеют только ели,

Под ногами шелестят. Днем и ночью дождик льет, грязь и лужи у ворот.

Солнце уж не припекает.

Когда это бывает? Краса по лесу гуляет и деревья раздевает

Тема: «Игрушки»

Лексика

Предметы: названия игрушек, резина, дерево, пластмасса, плюш, стекло;

Действия: играть, заводить, подбрасывать, отбивать, ловить, строить, складывать, наряжать, возить, укладывать;

Признаки: интересный, забавный, заводная, железная, мягкая, пластмассовая, плюшевая, любимая, красивая, резиновая.


Мы вместе поиграем в мячик:

Я отбиваю, а он скачет.

Его мы бросим в потолок,

А сами сделаем прыжок.

Мяч мы ногою поддадим,

И, как летит он, поглядим.

И вновь берем мы мячик в руки,

С мячом не знают дети скуки!


Лексико-грамматические упражнения



Подбери признак:

Мяч – большой, красивый, резиновый, упругий, футбольный, теннисный…

Подбери действия:

Мяч – летит, прыгает, падает, подскакивает, катится…

Назови ласково:

Мяч – мячик

Кукла – куколка

Заяц – зайка

Медведь – мишка

матрешка - матрёшечка

Назови много:

мяч – мячи

кукла – куклы

машина – машины

игрушка – игрушки

пирамидка – пирамидки

Опиши любимую игрушку по плану:

Что это? (Название игрушки).

Общий вид: форма, величина, цвет, материал (из чего сделана?).

Почему понравилась?

Как можно с ней играть?

Повтори загадки об игрушках:

Пляшет крошка, а всего одна ножка (юла).

Его бьют – а он не плачет, упадет – поскачет (мяч).

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка (матрешка).

Лексика

Предметы: город, улица, бульвар, площадь, парк, проспект, дорога, детский сад, школа, больницы, кинотеатр, магазин, спорткомплекс, дворец культуры, музей и т.д.;

Действия: гулять, посещать, любоваться, строить, заниматься, учится, работать, праздновать и т.д.;

Признаки: молодой, красивый, чистый, весёлый, дружный, любимый и т.д.



Чтобы дом построить новый,

Запасают лес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку,

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.


Лексико-грамматические упражнения

Где ты живешь?

Каждый ребенок называет свой адрес (город, улицу, дом, квартиру этаж); рассказывает какие учреждения находятся рядом с его домом; где он любит гулять; какие учреждения посещает с родителями.


Какое слово короче?

Дом – домик

Парк – светофор

Город – перекресток

Дорога – магазин

Квартира – этаж

Назови ласково

Дом – домик

Город – городок

Магазин – магазинчик

Дорога - дорожка

Бульвар – бульварчик

Назови много

Город – города

Дом – дома

Улица – улицы

Дорога – дороги

Школа – школы

Раздели словечко

Го-род, у-ли-ца, до-ро-га, све-то-фор, квар-ти-ра, э-таж, шко-ла, буль-вар.

Подбери признак:

Город - молодой, красивый, чистый, весёлый, дружный, любимый

Мой, моя, моё, мои:

Город (чей?) – мой город Улица (чья?) – моя улица

Тема: «Домашние животные»

Лексика

Предметы: названия животных, их детёнышей, стадо, пастух, ферма, конюшня, сено, трава, луг, овёс, конюх, телега, груз, корм, туловище, рога, грива, копыта, вымя, молоко, масло, творог, сыр, кефир;

Действия: пасутся, щиплют, жуют, ржёт, хрюкает, мычит, блеет, мяукает, лает, скачет, перевозит, сторожит, охотится, кусается, бодает, царапается…

Признаки: сторожевая, охотничья, пожарная, злая, санитарная, рогатая, лохматая, бодливая, домашняя, породистая.


На охоту кошка вышла,

Очень хочет скушать мышку.

А мышонок притаился,

Под ступеньку он забился.

Тут во двор вбежал Трезор,

Кошка – сразу на забор!


Лексико-грамматические упражнения

Подбери признаки:

Собака – сторожевая, охотничья, умная, добрая, злая, преданная, забавная, игривая, шаловливая…

Подбери действия:

Собака – лает, кусает, сторожит, охотится, охраняет…

Образуй признаки (от предметов):

Собака собачий (ошейник), собачья (конура), собачье (место), собачьи (игрушки).


Назови детёныша:

Собака - щенок

Кошка – котенок

Корова – телёнок

Овца – ягненок

Назови ласково:

Собака – собачка

Кошка – кошечка

Лошадь – лошадка

Ягнёнок – ягнёночек

Опиши домашнее животное по плану:

Кто это?

Внешний вид (размер, окрас, шерсть, строение…).

Чем питается?

Детёныши.

Какую приносят пользу?

Повтори (выучи) загадки:

Лает, кусает, а в дом не пускает (собака).

Хвост крючком, нос пятачком (свинья).

Среди двора стоит копна. Впереди вилы, сзади метла (корова).

По горам, по долам ходит шуба да кафтан (овца).

Я большой и я красивый, я бегу – и вьется грива.

Длинный шелковый хвосток и копытами – цок, цок (конь).

Мохнатенький, усатенький, ест и пьет, песенки поет (кот).

Тема: «Дикие животные»

Лексика

Предметы: звери, медведь, лиса, волк, заяц, еж, барсук, енот, лось, рысь, соболь, куница, норка, выдра, бобр; детёныши диких животных; берлога, нора, дупло, водопой, рога, копыта, клыки, шерсть, мех, иголки, шкура.

Действия: добывать, прыгать, рыскать, прятаться, охотится, рычать, выть, учить, охранять, лязгать, пищать, притащить, подкрадываться…

Признаки: лохматый, косматый, пушистый, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, неуклюжий, косолапый, куцый, красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, осторожный, хищный…


По лесу ручей бежал

И зайчонка увидал.

А зайчонок по пеньку

Стукал: тру-ту-ту-ту-ту.

Белка на сосне сидит

И орешками хрустит.

Важный дятел: тук да тук

Долбит носом старый сук.


Лексико-грамматические упражнения


Подбери признак:

Медведь – огромный, сильный, неуклюжий, косолапый, бурый…

Подбери действия:

Медведь – ходит, переваливается, спит в берлоге, рыщет, ревет, лакомится медом, сосет лапу…

Образуй признаки (от предметов):

Медведь – медвежий, медвежья, медвежье, медвежьи

Назови детёнышей:

Медведь – медвежонок

Назови ласково:

Медведь – Медведко, медведик, медведушка.

Опиши зверя по плану:

Название

Где живет, жилище.

Внешний вид (размер, окраска, шерсть…).

Повадки.

Чем питается?

Как защищается?

Детёныши.

Тема: «Зима. Признаки зимы»

Лексика

Предметы: время года, зима, снег, мороз, лёд, иней, гололедица, узоры, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, стужа, хлопья, забавы, холод.

Действия: метет, дует, завывает, летит, кружится, морозит, подмораживает, засыпает, воет, рыщут, лепят, катаются, чистят, скользят, скрипит, хрустит, сверкает, ложится, трещит…

Признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый, мохнатые, меховые, шерстяные, тёплые, скользкие, весёлые, мягкий.


Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо,

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы –

И зима настала.



Лексико-грамматические упражнения


Расскажи о зиме по плану:

Как ты заметил(а) наступление зимы?

Назови ее приметы в природе.

Зимние месяцы.

Повадки зверей и птиц зимой.

Зимующие птицы.

Зимние забавы и развлечения.


Повтори (выучи) загадки:

Без рук, а рисует, без зубов, а кусает. (мороз)

Бел, да не сахар, ног нет, а идёт. (снег)

Белая морковка зимой растёт. (сосулька)

Снег на полях лёд на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло – заплачет вмиг

И растает… (снеговик)

Тема: «Человек. Части тела»

Лексика

Предметы: бедро, борода, брови, висок, глаз, грудь, губа, живот, запястье, зубы, колено, ладонь, лоб, локоть, мочка, нога, ноготь, ноздри, нос, палец, плечо, подбородок, пятка, рот, рука, спина, стрижка, ступня, улыбка, усы, ухо, шея.

Действия: бегать, брать, бросить, морщиться, нахмурить, прыгать, расчесывать, сидеть, улыбаться.

Признаки: бородатый, высокий, длинноволосый, зеленоглазый, кареглазый, лохматый, низкий, носовой, рыжеволосый, светловолосый, сероглазый, синеглазый, темноволосый, полный, худой, сильный, слабый, внимательный, добрый, ласковый, хороший, трудолюбивый…

Ножками мы топаем

И в ладоши хлопаем,

Мы танцуем и поем,

Очень весело живем.


Лексико-грамматические упражнения


Речевая подвижная игра:

Левой ручкой - по плечу,

Правой ручкой - покручу,

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка.

Что не так?

Ушами мы дышим.

Ногти стричь не нужно.

На каждой руке по четыре пальца.

У нас всего пять рук.

Закончи предложение:

На пальцах рук и ног ест…

У стоматолога мы лечим…



Скажи наоборот:

Высокий – низкий

Полный – худой

Длинный - короткий

Составь рассказ о себе по плану:

Кто ты?

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Назови части своего тела.

Назови членов своей семьи.

Чем ты занимаешься в течение дня?

Что любишь делать больше всего?

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Тема: «Бытовые электроприборы»

Лексика

Предметы: видеокамера, газовая плита, компьютер, лампа, люстра, магнитофон, микроволновая печь, миксер, музыкальный центр, мясорубка, плеер, посудомоечная машина, пылесос, радио, стиральная машина, телевизор, утюг, фотоаппарат, холодильник, чайник, часы, швейная машина, электрообогреватель.

Действия: снимать, разжигать, включать, выключать, слушать, смотреть, разогревать, пылесосить, стирать, гладить, фотографировать, морозить, заводить, шить, греть.

Признаки: современная, белая, настольная, электрический, удобный.

Маме буду помогать,

Буду я бельё стирать.

Ведь стиральную машинку

Увезли вчера в починку.


Лексико-грамматические упражнения


Назови ласково:

Утюг – утюжок

Лампа – лампочка

Исправь ошибку:

Газовый плита.

Высокая холодильник.

Стиральное машина.

Современное компьютер.

Электрическая чайник.

Скажи наоборот:

Горячая – холодная

Чистая – грязная

Один – много:

Телевизор – телевизоры

Видеокамера – видеокамеры

Холодильник – холодильники

Что не так?

Одежду стирают в газовой плите.

Пылесосом перемалывают мясо.

В холодильнике пекут пироги.

Закончи предложение:

Одежду гладят…

В люстре перегорела…

Мы купили стиральную…

Раздели словечко:

Ра-ди-о, пы-ле-сос, те-ле-ви-зор, пли-та, чай-ник, хо-ло-диль-ник.

Назови признак:

Утюг – горячий, тяжёлый, белый (голубой,…)…

Чайник – электрический, маленький, большой, пузатый, белый (красный,…)

Для чего нужно?

Радио – слушать музыку, новости, сказки.

Фотоаппарат – фотографировать друзей, животных, природу и т.д.

Отгадай (выучи) загадку:

Пыль найдет и вмиг проглотит – чистоту для нас наводит.

Длинный шланг, как хобот – нос, коврик чистит …(пылесос).

Тема: «Мамин праздник»

Лексика

Предметы: бабушка, букет, веселье, журнал, забота, иголка, мама, мимоза, нарцисс, нитки, письмо, подарок, подснежник, почта, почтальон, сестра, тетя, тюльпан, цветы, швея.

Действия: вышивать, готовить, дарить, заботиться, писать, получать, работать, растить, шить.

Признаки: веселая, заботливая, красивая, международный, нежная, послушная, почтовый, строгая, трудолюбивая.


Вот подснежник на поляне,

Я его нашёл.

Отнесу подснежник маме,

Хоть он не расцвел.

И с цветком так нежно

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От ее тепла.


Лексико-грамматические упражнения


Назови ласково:

Мама – мамочка

Дочь – дочка

Бабушка – бабулечка

Сестра – сестричка

Подарок – подарочек

Букет – букетик

Тюльпан - тюльпанчик

Исправь ошибку:

Любимый мама

Доброе бабушка

Родные сестра

Красивые тюльпан

Заботливый мама

Весёлое праздник

Послушный дочка

Подбери признак / действие:

Мама (какая?) –

любимая, добрая, заботливая…

Бабушка (что делает?) –

заботится, ухаживает, балует…

Букет (какой?) –

пышный, праздничный, весенний…

Один – много:

Цветок - цветы

Подарок - подарки

Гость – гости

Бабушка – бабушки

Дочка – дочки

Скажи наоборот:

Добрая – злая

Весёлый – грустный

Больше – меньше

Трудолюбивый–

Высокая – низкая
Сосчитай до 10 и обратно:

Одна сестра, две сестры,…

Десять подарков, девять…

Одна открытка, две…

Десять букетов, …

Тема: «Космос»

Лексика

Предметы: названия планет и спутников нашей Солнечной системы, космос, галактика, вселенная, космонавт, звезды, ракета и т.д.

Над Землею ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звезды:

Рядом кажутся они.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.


Лексико-грамматические упражнения

Д/и «Слово ты договори и все вместе повтори»

На Земле живут земляне, а на Марсе - …(марсиане);

По Луне ходит луноход, а по Марсу - …(марсоход);

Сам летает – самолет, а к звездам летает - …(звездолет).



Угли пылают- Совком не достать. Ночью их видно, А днём не достать (Звёзды)

Загадки:

Ты меня увидишь в небе, Я хвостата, не хвастлива. Не планета. Не ракета, А зовут меня…(Ракета)


Д/и «Сосчитай» 1→10; 10→1 Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий); Одна далёкая планета, две… ; Один искусственный спутник,… .

Тема: «Правила дорожного движения»

Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет - предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
С. Михалков



Лексико-грамматические упражнения

Игра «Что? Где? Когда?» Вопросы:

Какой сигнал светофора разрешает переходить дорогу?

Как называется дорожный знак, который устанавливают вблизи школ, детских садов, или других детских учреждений?

Как называется часть улицы, по которой должен двигаться транспорт?

В каком месте можно переходить дорогу?

Для чего необходим дорожный знак «Пешеходный переход»?

В каких местах устанавливают дорожный знак «Пункт питания»?

Что должны делать пешеходы, когда на светофоре горит красный сигнал?





Загадки:

  1. В этом месте как ни странно
Ждут чего то постоянно

Кто то сидя, кто то стоя,

Что за место здесь такое?

(Место остановки автобуса)


  1. Рядом школа или садик
Осторожнее шофер.

Здесь гуляют Тани, Пети

И дорожный знак здесь…

(Дети)


  1. Заболел живот у Ромы
Не дойти ему до дома,

В ситуации такой,

Нужно знак найти, какой?


  1. Всем знакомые полоски
Знают дети, знают взрослые

Через дорогу нас ведет

(Пешеходный переход)


  1. Под землею вырыт ход
Вот …

(Подземный переход)

Тема: «Лето. Признаки лета»

Лексика

Предметы: август, дача, деревня, духота, жара, загар, зелень, зной, июль, июнь, каникулы, лето, луг, море, озеро, отпуск, поле, радуга, река, урожай.

Действия: загорать, зеленеть, купаться, кататься, нырять, отдыхать, плавать.

Признаки: августовский, дачный, деревенский, дождливый, долгожданное, душный, жаркий, зеленый, знойный, июльский, летний, речной, морской.


Лето - это солнца луч,
Тёплый дождик из-под туч,
Лето - яркие цветы
Необычной красоты,
Лето - тёплая река,
Стайкой в небе облака.
Лето! Лето к нам идёт!
Всё ликует и поёт. Е. Эрато



Лексико-грамматические упражнения


Д/и «Измени по образцу»

Лето – летний

День - дневной

Свет – светлый

Ночь – ночной

Тепло – теплый

Загар – загорелый
Д/и «Употреби словосочетание в нужной форме»

Что? – солнечные дни

Нет чего? -…

Радоваться чему? -…

Мы ждем чего? -…

Наслаждаться чем? -…

Вспоминать о чем? –…
Д/и «Скажи наоборот»

Лето – зима

Весна - осень

Тепло - холодно

Жарко - морозно

Светлый день – …

Солнечная погода -…





Д/и «Исправь ошибку»

Веселая лето.

Солнечна день.

Быстрые речка.

Хороший погода.
Д/и «Закончи предложение»

Дети сели в лодку…

Толя в лесу…

Маша открыла окно…

Саша подошел к …
Д/и «Сосчитай 1↔10»

Один солнечный день, два солнечных дня, …

Десять загорелых девчат, девять загорелых девчат, …
Д/и «Назови ласково»

Река – речка

Деревня – деревенька

Дождь – дождик

Озеро – озерцо

Солнце – солнышко

Лексическая тема «Весна. Признаки весны»

«Звуки Б-Бь»

1. Артикуляционные упражнения

2. Поговорить с детьми о том, какое время года наступило; во время прогулки обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной; назвать весенние месяцы; понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее. День стал длиннее или короче. Чтение с последующим обсуждением: В. Берестов «Гололедица», Л. Воронкова «Снег идет», русская народная сказка «Снегурочка», Г. Снегирев «Отважный пингвиненок».

3. Д. игра «Подбери признак». Солнце (какое?) – теплое, ласковое весеннее и т. д. Сосулька - …, небо - …, ручей - …, облака - …, листочки - …, снег - …, день - …

4. Упражнение «Подбери действие». Солнце (что делает?) – светит, греет…. Птицы - …, ручьи - …, почки - …, яблони - …, сады - …, снег - …, трава - …, листья - …, сосульки - …, деревья - …, дети - …

5. Д. игра «без чего не может быть весны?" Дети должны ответить на вопрос, без чего не бывает весны. Весна не может быть без яркого солнца (без ручейков, без майских жуков, без капели, без луж, без грозы, без проталин, без подснежников).

6. Д. игра «Один – много» Например: Лужа – лужи – много луж. Ручей, туча, сосулька, почка, дерево, проталина, лужайка, гроза.

7. Игры с мячом «Жадина», «Назови ласково».

8. Д. игра «Сосчитай-ка». Например: Одна почка, две почки… пять почек и т. д.

9. Пальчиковая гимнастика


10. Игра «Эхо» Ба-ба-бя, бэ-бе-бэ, уб-убь-убь, бы-бы-би, об-обь-об, бда-бда-бдя, гбо-гбё-гбо, аб-об-уб-ыб, бё-бю-бя-би и т. д. Ба-ба-ба – на избе была труба. Бу-бу-бу – побелили мы трубу. Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. Бу-бы-ба – из окна торчит труба. Бы-бы-бы – голубь улетел с трубы.

11. Игра «Подели слова на слоги»

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лексическая тема «Весенние одежда, обувь, головные уборы »

«Дифференциация звуков П-Б-Пь-Бь»

1. Артикуляционные упражнения : «Покусать нижнюю (верхнюю) губу», «сильно сживать и разжимать губы», «Поцелуйчик».

2. Д. игра «Два, две, двое» Воспитатель предлагает детям посмотреть на одежду друг друга и ответить на вопросы «О чем можно сказать два ?» (Два платья, два шарфа, два пальто и т. д.) «О чем можно сказать две?» (две шапки, две юбки, две куртки, две футболки и т. д.) «О чем можно сказать двое?» (двое шорт, двое носков, двое штанов)

3. Игра «Какой, какая, какое?» Дети образуют слова-признаки от существительных.

Платье из бархата – бархатное, платье изо льна – льняное, перчатки из кожи – кожаные, куртка из джинсовой ткани – джинсовая, платье из ситца – ситцевое, платье из шелка – шелковое, кофта из шерсти – шерстяная, шуба из меха – меховая, пальто из драпа – драповое, дубленка из замши – замшевая и т. д.

4. Д. игра с мячом «Скажи наоборот». Чистые ботинки – грязные ботинки, широкая юбка - …, толстый шарф - …, обувает ботинки - …, новые сапоги - …, длинное пальто - …, валенки большого размера - ….

5. Д. игры с мячом «Жадина». (Например : пальто – моё пальто); «Один-много» (например: юбка – юбки – много юбок)

6. Упражнение «Сосчитай-ка»: синяя юбка, теплая шуба, шерстяной шарф, белый пиджак, полосатый носок, меховая шапка, бархатное платье, кожаная перчатка и т. д.

Например: одно бархатное платье, два бархатных платья… пять бархатных платьев.

7. Пальчиковая гимнастика «Одежда»

8. Игра «Эхо» Па-ба-па, бы-бы-пы, бо-по-бо, бе-пе-бе, пя-пя-бя, ап-уп-об, гба-гба-кпа, пам-пом-бум.

Ба-па-ба – вот стоит изба. Па-ба-па – лесная тропа. Бы-пы-бы – были у папы. Ба-па-ба – тяжелая шуба. Па-ба-па – упала шляпа. Бу-пу-бу – навещали Любу.


9. Игра «Измени словечко» В словах поменять звук П на Б и наоборот. Пой – бой, пыль - …, бот - …, бодать - …, пух - …, путь - …, забить - …, пас - …, почка - … били - …, бока - …, баба - …

10. Д. игра «Вставь пропущенный звук» Дети подставляют в слово нужный звук (П или Б) : …удка, та…очки, хло…ок, зу…ы, …робка, за…ор.

11. «Подели слова на слоги» . Прохлопать слова, определить количество слогов. Бочка, каблук, бант, таблетки, забор, бинт, баранка, забота, бык, кабина, белка, забияка, бетон, кабина.

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лексическая тема «Насекомые»

«Звуки Ф-Фь»

1. Артикуляционные упражнения : «Покусать нижнюю (верхнюю) губу», «сильно сживать и разжимать губы», «Поцелуйчик».

2. Вспомнить вместе с детьми всё, что им известно о насекомых. Побеседовать о том, что насекомые могут быть полезными (пчела, муравей, божья коровка) и вредными (комар, муха, бабочка-белянка). Выяснить, знают ли дети, почему осенью насекомые исчезают. Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением насекомых, картинки на тему «насекомые на лугу, бабочка на цветке, пчелы собирают нектар…». Вспомнить названия насекомых, их внешний вид, отличительные признаки, где они живут.

3. Подобрать как можно больше слов-признаков к насекомым: муха какая? жук какой? и т. д. (приветствуется называние сложных слов: длинноусый, тонконогий и т. д.) Жук что делает? Летает, кружится, ползает и т. д.

4. Д. игра «Угадай, кто» + «Подбери признак». Проводится с помощью картинного материала, выставленного на доске: муха, бабочка, комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.

Порхает (кто?) - … (Бабочка). Красивая, разноцветная, полезная, большая

Жужжит, звенит, собирает мёд, жалит, ползает, прыгает и т. д.

5. Упражнение «Сосчитай-ка» : одна муха - две мухи, пять мух. Речевой материал: бабочка, комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.

6. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

7. Игра «Эхо» Фа-фа-фя, фэ-фе-фэ, уф-уфь-уфь, фы-фы-фи, оф-офь-оф, тфа-тфа-тфя, кфо-кфё-кфо, аф-оф-уф-ыф, фё-фю-фя-фи

Фе-фе-фе – наливаю тебе кофе.

8. Игра «Измени словечко» Кто-то заменил во всех словах первый звук. «Верните звуки Ф и Ф’ на место и назовите получившееся слово. пара - …, бантик - …, вены - …, норма - …, плот - …, вата - …, марш -

А теперь измените третий звук в словах.

Косточка – кофточка, каштан - …, пудик - …, каре - …, лист - …, арка - …

9. Д. игра «Исправь ошибку»

Нашла я в сливе … кофточку , На клене зеленеет … лифт,

Надела Феня … кофточку. Наверх нас поднимает … лист.

Созрел на дереве … кафтан, На дерево уселся … граф,

Зимой надену я … каштан. Живет в красивом доме … грач.

10. «Подели слова на слоги»

. Составить из звуковых пеналов или из кубиков схемы слов. Дать характеристику каждому звуку в слове. Речевой материал: ПАУК, ПАУКИ, МУХА, МУХИ, КОМАР

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексическая тема «Рыбы».

1. Артикуляционные упражнения : «Покусать нижнюю (верхнюю) губу», «сильно сживать и разжимать губы», «Поцелуйчик».

2. Вспомнить вместе с детьми всё, что им известно о рыбах. Побеседовать о том, где живут рыбы, какие рыбы живут в море, в реке, в аквариуме. Обобщить. Выяснить, знают ли дети, части рыб. Рассмотреть с детьми иллюстрации и назвать по ним рыб, рассмотреть картинки по теме «На реке», «Дети ловят рыбу».

3. Упражнение «Подбери словечко». Подобрать как можно больше слов-признаков к рыбам: щука какая? сом какой? и т. д. (приветствуется называние сложных слов: длинноусый, большеглазый и т. д.) Рыба что делает? Плавает, спит, ловится, догоняет, ест… и т. д.

4. Упражнение «Сосчитай-ка» : одна щука - две щуки, пять щук. Речевой материал : большой сом, золотая рыбка, хищная акула, маленький окунь, ёрш.

5. Пальчиковая гимнастика «Рыбка».

6. Игра «Исправь предложение»

В предложениях слова перепутались. Послушай слова, поставь их в нужном порядке и скажи, что получилось! Например : рыба, жить, в, река. (Рыба живет в реке)

Рыбаки, поймать, карася. (Рыбаки поймали карася)

Рыба, есть, у, хвост, красивый. (У рыбы есть красивый хвост)

7. Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму.

Плавники у нас росли бы, Мы бы плавали как………………. рыбы

Я б хвостом махала гибким И резвилась словно ………………. рыбка

Вот с крючка срывает крошки Очень мелкая ………………………рыбешка

Выплывает, корм ища, Пребольшая………………………… рыбища

Эх сорвался мой улов!, Рассердился………………………… рыболов.-

Рыба не клюет никак, Видно, я плохой……………………... рыбак

от обиды чуть не плачет, Но сидит весь день………………….. рыбачит

Рыбаку ужасно жалко, Что не удалась……………………… рыбалка

8. «Подели слова на слоги» . Прохлопать слова, определить количество слогов. Форточка, филин, футболка, кофта, фен, кафтан, футбол, футболист, софа, фрукт, фрукты, телефон, финик, финики, фиолетовый; рыба, акула, сом, щучка, карась, осётр, плавник, чешуя.

11. Упражнение «Шифровальщики» . Составить из звуковых пеналов или из кубиков схемы слов. Дать характеристику каждому звуку в слове. Речевой материал: ХВОСТ, РЫБА, СОМ, ПАУКИ, МУХА, КОМАР

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексическая тема «Цветы»

«Дифференциация звуков В-Ф-Вь-Фь»

1. Артикуляционные упражнения : «Покусать нижнюю (верхнюю) губу», «сильно сживать и разжимать губы», «Поцелуйчик».

2. Вспомнить вместе с детьми всё, что им известно о цветах. Цветы, как известно, растут в земле. Но где именно они растут? Цветы растут в садах и называются (садовые), в лесах (лесные), на лугу (луговые), на полях (полевые). Какие садовые цветы вы знаете? (роза, гладиолус, гвоздика садовая, пион, нарцисс….), полевые, луговые (мак, ромашка, василек, колокольчик, незабудка, клевер…) Не все цветы можно рвать: некоторые цветы (подснежник, ландыш, медуница) занесены в Красную книгу. Они нуждаются в охране.

Давайте покажем и расскажем, какие части есть у цветка. Корень, стебель, листья, бутон , цветок: сердцевина и лепесток.

3. «С какого цветка лепесток?» + «Какие цветы?»

Попробуем отгадать, с какого цветка может быть каждый лепесток.

Например : Синий - …василек, белый - …ландыш, ромашка; красный - …мак, фиолетовый - …фиалка, колокольчик; желтый - одуванчик.

4. Дидактическая игра «Назови ласково». Ромашка - … , василек - …, роза - …, гвоздика - …, незабудка - …, пион - …, георгин - …, лепесток -…., стебель -…, тюльпан -…, корень -…, бутон -…

5. Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай»

На клумбах цветы что делают? (растут, цветут, вянут…)

Удобрениями садовые цветы что делают? (удобряют, подкармливают…)

Водой с цветами что делают? (поливают, опрыскивают…)

В букеты цветы что делают? (собирают, срезают, срывают…)

Цветами люди что делают? (любуются, восхищаются, поливают, выращивают, венки плетут…)

6. Дидактическая игра «Сосчитай-ка»

На полянах, в садах, лесах – много цветов. Давайте попробуем сосчитать цветы: Одна ромашка, две ромашки…пять ромашек. Одна роза, две розы… пять роз. Один василёк, два василька … пять васильков. И т. д.

7. Упражнение «Скажи правильно»

Попробуйте правильно подобрать слова в мои предложения:

Поле из ромашек – ромашковое поле, росинки с маков – маковые росинки, букет из цветов – цветочный букет, букет из васильков – васильковый букет, поле из одуванчиков – одуванчиковое поле, поле тюльпанов – тюльпановое поле…

8. Игра «Эхо» Фе-фе-ве-ве, фу-ву-фу-ву, во-фо-фо-во, ва-ва-ва-фа-фа-фа, вло-влу-фла-фло-флу и т. д.

Фа-фа-фа – у стены стоит софа. Фу-фу-фу – я прилягу на софу.

Ва-ва-ва – на суку сидит сова. Ву-ву-ву – маму я домой зову.

Ви-ви-ви – ну-ка мяч быстрей лови. Ве-ве-ве – ёжик прячется в траве.

Вет-вет-вет – мы построили корвет. Фе-фе-фе – наливаю тебе кофе.

9. Д. игра «Измени словечко»

Кто-то перепутал в словах звуки В и Ф и получилась какая-то бессмыслица. Давайте поможем словам вернуть смысл и поставим звуки на свои места. Итак, звук Ф меняем на звук В и наоборот.

11. «Подели слова на слоги» . Прохлопать слова, определить количество слогов. Форточка, филин, футболка, кофта, фен, кафтан, футбол, футболист, софа, фрукт, фрукты, телефон, финик, финики, фиолетовый

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лексическая тема «Ягоды».

1. Артикуляционные упражнения

2. Д. игра «Какой сок, какое варенье?» Варенье из клубники - …, сок из смородины - …, варенье из черники - …, сок из земляники - …, морс из клюквы - …, варенье из ежевики - …, варенье из малины - …, варенье из крыжовника - …, морс из брусники - … и т. д.

3. Д. игра «Подбирай, называй, запоминай» Закончить предложения и подобрать как можно больше слов-действий. Ягоды на веточках (что делают?) – растут, зреют, поспевают, наливаются соком, созревают. Ягоды с веточек -… Люди в лесу ягоды - … В корзину ягоды - … Из ягод сок - … В стакан сок - … Варенье (повидло, джем) из ягод - …

4. Д. игра «Скажи наоборот». Клубника крупная, а земляника …

Крыжовник твёрдый, а черника - …

Ежевика сладкая, а клюква - …

5. Д. игра «вставь маленькое слово»

Ягоды рябины растут … дереве. Ягоды крыжовника падают … куста.

Ягоды клубники сорвали … веточки. Ягоды ежевики выложили … корзины.

Кустики черники искали... траве. Ягоды смородины выглядывали … листиков.

6. Пальчиковая гимнастика «Журавли»

7. Игра «Эхо»

Ви-ви-ви – ну-ка мяч быстрей лови. По-по-по – мы плывем по Лимпопо. Ит-ит-ит – в море живет кит. Ать-ать-ать – уложили Машу спать. Тик-ик-ик – на скамье сидит старик. Ке-ке-ке – ключ оставил я в замке. Но, но, но - на луне идет кино Ве-ве-ве – ёжик прячется в траве.

8. Д. игра «Выдели второй слог в слове»

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лексическая тема «Лето».

1. Артикуляционные упражнения : «Показать верхние зубы», «Покусать нижнюю (верхнюю) губу», «Сильно сжимать и разжимать губы», «Поцелуйчик».

2. Д. игра «Скажи иначе» Не грустные дети - … Не холодная вода - … Не долгий дождь - … Не темное небо - … Не дождливое небо - … Не горькая малина - … Не низкая трава - … и т. д.

3. Д. игра «Еще лучше». Весной солнце светит ярко, а летом еще … (ярче) Весной птицы поют звонко, а летом еще … (Звонче) Весной цветов много, а летом еще … (больше) Весной воздух тёплый, а летом еще … (теплее) Весной детям весело, а летом еще … (веселее) Весной деревья зеленые, а летом еще … (зеленее) Весной день длинный, а летом еще … (длиннее)

4. Д. игра «Назови признак». Лето (какое?) – теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое. Солнце летом (какое?) – желтое, жаркое, яркое, теплое. Трава летом (какая?) – зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая. Вода летом (какая?) – теплая, прохладная, приятная, освежающая. Дождь летом (какой?) – теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной. Дети летом (какие?) – веселые, радостные, забавные, шумные. Небо летом (какое?) – голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое. Облака летом (какие?) – высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые.

5. Д. игра «Вставь слово» Солнце … ярко. Лес … красивый. Река … быстро. Ягоды … в лесу. Цветы … на лугу. Стрекоза … над водой. Муравейник … муравьи. Птицы … весело.

6. Пальчиковая гимнастика «Времена года»

7. Игра «Эхо» Та-ка-на-ма, фу-ву-фу-ву, ба-бу-бы-бо, гдо-гда-гди-гдя, мни-мне-мнё-мню и т. д.

Ви-ви-ви – ну-ка мяч быстрей лови. По-по-по – мы плывем по Лимпопо. Ит-ит-ит – в море живет кит. Ать-ать-ать – уложили Машу спать. Тик-ик-ик – на скамье сидит старик. Ке-ке-ке – ключ оставил я в замке. Но, но, но - на луне идет кино. Ве-ве-ве – ёжик прячется в траве.

8. Д. игра «Выдели второй слог в слове». Выделите второй слог в слове и составьте его схему:

Запеканка, кефир, молоток, котёнок, повидло, самокат

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Зима какая? (Холодная)

Шапка какая?

Солнышко какое?

Дуб какой? И др.

Сегодня мы научимся правильно подбирать слова-признаки и внимательно следить за окончаниями слов.

II. Основная часть.

Игра «Волшебные стеклышки».

Перед каждым ребенком лежат разноцветные «стеклышки» (вырезанные из бумаги квадратики, ромбики, кружочки и др.).

Л о г о п е д. Посмотрите, что лежит перед вами. Это волшебное стеклышко. У каждого оно своего цвета. Давайте посмотрим сквозь них и назовем, какие предметы этого цвета мы можем увидеть. Уменя синее стекло. Я вижу синее небо, синий платочек, синюю юбку.

Дети называют предметы.

Игра «Про что яговорю?»

Логопед вывешивает на доску три картинки - желтый платок, желтое кресло, желтая машина.

Л о г о п е д. Про что мы скажем желтАЯ? желтЫЙ? желтОЕ?

Аналогичная работа про водится с картинками: синее небо, синяя юбка, синий карандаш; красная кофта, красный флажок, красное платье; зеленая трава, зеленый огурец, зеленое яблоко.

3. Игра смячом «Один - много».

Л о г о п е д. Я буду кидать мяч и называть один предмет, а вы - много. Например: Красная ручка - красные ручки.

Холодная ночь –

Большая подушка –

Деревянный стол –

Простой карандаш –

4. Физкультминутка .

Игра с мячом «Что может быть?».

Л о г о п е д. Я буду кидать мяч и называть слово-признак, а вы должны подобрать слово-предмет. Внимательно следите за окончаниями слов, которые я говорю.

Большой - мяч. Высокий -



Большая - подушка. Высокое -

Желтое - Красивый -

Желтый - Красивая -

Кислая - Красивое -

Кислый - и др.

Игра «Исправь ошибку».

Л о г о п е д. Послушайте и скажите, нет ли ошибок в предложениях?

Коля ест вкусный грушу.

Дети увидели большая дом.

У малыша удобная коляска.

На улице светит ласковая солнышко.

По телевизору показывают интересное передача.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Тема: «Деревья. Кустарники»

Цели:

1. Уточнение представления о деревьях и кустарниках.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Закрепление навыка согласования числительных с именами существительными.

4. Закрепление навыка подбора прилагательных-антонимов.

5. Развитие навыка словообразования (образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных).

6. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного
восприятия, быстроты реакции.

Оборудование: картинки с изображениями лиственных и хвойных деревьев, кустарников, разноцветные листочки (клен, рябина, дуб, осина, каштан), мяч, разрезные картинки деревьев.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед читает стихотворение:

Опавшей листвы

Разговор еле слышен:

Мы с кленов ….

Мы с яблонь...

Мыс вишен...

С осинки...

С черемухи...

С березы...

Везде листопад:

На пороге морозы!

(Ю. Капотов)

Л о г о п е д. Про какое время года идет речь в стихотворении? Почему вы так думаете?

Названия каких деревьев вы слышали в стихотворении?

Сегодня мы поговорим с вами о деревьях и кустарниках.

II.Основная часть.

Беседа о деревьях и кустарниках (логопед и дети стоят у доски).

На доске картинки с изображениями березы, клена.

Л о г о п е д. Чем отличается дерево от кустарника? (у дерева один ствол, из ствола отрастают веточки, а у кустарника несколько стволов; кустарник меньше дерева).

Какие деревья мы называем хвойными? Назовите три хвойных дерева.

Какие деревья мы называем лиственными? Назовите пять лиственных деревьев.

Назовите три кустарника.

Где растут кустарники и деревья?

Логопед выставляет на доску картинку с изображением дерева.

Л о г о п е д. Давайте назовем части дерева. Каждый ребенок по очереди берет указку, показывает и называет какую-то часть дерева.

Игра «Сосчитай-ка»

Логопед выставляет на доску изображения деревьев: елка, клен,дуб,сосна, береза.

Л о г о п е д. Посчитайте, сколько и каких деревьев в нашем парке!

Дети считают: один клен, два клена, три клена...

Игра «Скажи наоборот»

Ствол у березы тонкий, а дуба … толстый.

Дерево высокое, а кустарник...

Один кустарник большой, а другой...

у ели ветки толстые, а у осины...

Бывают корни длинные, а бывают...

Физкультминутка.

Игра «Осенние листочки»

Логопед назначает ведущих. Дети - ведущие держат над собой картинки с изображениями деревьев: клен, рябина, дуб, осина, каштан.

Логопед разбрасывает по полу разноцветные листочки с этих деревьев (по 4-5 каждого вида).

Л о г о п е д. Сейчас мы поиграем в такую игру: я включу музыку, вы будете собирать листочки. Лиза, Ваня - с клена, Алена и Костя - в дуба и т.д. Как только я выключу музыку, вы должны подбежать к своему дереву.

Проводится игра.

Л о г о п е д. Назовите, какие листочки вы собирали («мы собирали кленовые листочки» ...)

Игра проводится 3-4 раза, ведущие постоянно меняются.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как сделать задание 24 егэ по истории
Сложности аргументации: как научиться подбирать литературные аргументы в сочинении ЕГЭ по русскому языку
Маскированная депрессия: признаки расстройства, диагностика и лечение Маскированная депрессия