Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Симфония по творениям святителя феофана, затворника вышенского, причащение - читать, скачать - святитель феофан затворник. Поздравления с первым причастием детей Поздравляю с причастием

Как-то блог и вообще многие новости (ух, может быть я надеюсь, потихоньку на Украине жизнь налаживается) отошли на второй план последние недели. От работы не удалось так легко отделаться, я уже даже успела слетать с мужем в Гаагу, но самое важное событие этого месяца для нас, конечно, Первое Причастие нашей девочки. Еще у нас было много гостей из Киева. Так что все внимание им, подготовке и собственно самому празднованию.


Немножко расскажу о самом процессе подготовки и символизме самого первого причастия.

В православной церкви маленькие детки обряд первого причастия принимают уже в момент крещения. В католической церкви это не так. В зависимости от страны, региона и даже может быть отдельного колледжа, возраст детей принимающих первое причастие колеблется от 7 до 10 лет.

Считается что именно в этом возрасте дети могут уже сознательно принять таинства Евхаристии (причащение хлебом и вином). Я не особо сильна в глубоком символизме данной церемонии и почему именно этот возраст, так что обращайтесь к гуглу.

Подготовка к первому причастию довольно длительная и состоит обычно в духовных беседах (лекциях, семинарах) священника с детьми, т.н. "катехизации". У нас в колледже с детками такие уроки проводят и добровольцы-родители в маленьких группах по 6-8 человек. Они не зубрят библию, просто знакомятся в игровой, но в то же время довольно серьезной форме с основами учения. У нас еще и школьный священник прирожденный педогог. А вот с родителями он слегка занудный, как сказал мой муж однажды после встречи священника с родителями "лучше я буду ходить на мессы (служба) с детьми чем на эти встречи". :)


Кстати, во время двухгодичной подготовки каждый месяц для подготавливающихся проводится в нашем колледже семейная месса. Нас там немножко информируют как идет процесс подготовки помимо собственно католической службы. Колледж имеет собственную церковь (он религиозный).

Есть еще одна сторона этого интимного праздника для ребенка.... Вы уже наверное догадались, какая. :)

Это конечно, празднование после церемонии, наряд и подарки. Символизируя чистоту помыслов и намерений, девочка должна быть одета в белое платье, мальчики белая рубашка. Надо ли вам говорить, что в Испании это целая "индустрия": начиная от платьев на заказ (любое более менее известное ателье по пошиву свадебных платьев предлагает отдельную коллекцию платьев для первого причастия примерно в январе-феврале), заканчивая специальными банкетами с атрибутами типа цветочного декорирования, специального меню и развлекательной программы для детей (вот хорошо, хоть дискотеки не предлагают, зато есть клоуны). Фотографы, мелкие подарки для приглашенных и проч. и проч. А! Еще есть специальное красивое белье (представляете, в мае хотела купить, уже закончилось) и туалетные принадлежности. Обувь, само собой.


Здесь уже вступает в игру возможности и желание родителей вкладываться в довольно дорогое удовольствие, которое даже не "вернет" вложенного, как например, на свадьбе. ;)

В первую очередь родители думают, кого приглашать на празднование. Мы ограничились самыми близкими родственниками и друзьями, но все равно получилось около 30 человек. Ресторан я тоже не хотела слишком церемониальный, но в то же время мне хотелось чего-то классического. На свадьбах здесь следуют определенному протоколу подачи блюд и меню обширное, на первом причастии менее формально. *Я еще не раз сравню празднование свадьбы и первого причастия;)

Первые причастия празднуют в течении месяца мая, конец апреля. Подготовка в моем случае заняла около 6 месяцев. Май еще и месяц свадьб, так что рестораны, фотографы...нужно позаботится заранее. Платье мы заказывали за 3 месяца, с двумя примерками. :) Фотографии часто делают заранее, в студиях, затем фотографии в специальном именом паспарту дарят гостям. Я не делала этого, у нас фотографии делались в тот же день, но зато весь процесс - подготовка невесты ребенка дома, церемония, немножко фотосессия в парке, ресторан...:) И у нас еще случайно нарисовался личный парикмахер на дому (он же один из приглашенных) , который шикарно уложил волосы ребенку. Честно говоря я не рассчитывала, поэтому выбирали простейшее украшение для волос с расчетом того, что я уложу сама, а получилась шикарная прическа, мне потом еще родители в колледже говорили что "ой, как красиво уложено было". Но это уже не входит в обязательные атрибуты празднования. :)


Ну и что еще рассказать? Волнительный день конечно. Чтобы не было накладок (их у нас не было, все было супер слаженно, супер красиво, все улыбались, никто не был недоволен), все нужно продумать до мельчайших деталей. Больше всего волновалась за Клаудию, чтобы без слез, довольная и счастливая она пережила этот день.

И еще мы получили с мужем неожиданно красивый букет от наших родственников. 18 мая, ровно 11 лет назад мы праздновали нашу свадьбу в Барселоне.Было приятно. :)


А! Вот еще про подарки. На первое причастие принято дарить подарки. Когда меня родственники спрашивали, что же дарить, я не хотела никаких денег, что-нибудь, что останется на память этого дня. Для девочки проще - украшения всегда уместны и сохранить как память не проблема, особенно когда уже они не слишком детские. Дарят еще часы, серебрянные рамки для фотографий. Хотя она и пыталась настоять на чем-то типа "nintendo". :)



Спасибо огромное Миле и ее мужу

Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг – дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения , как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.

Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать . Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им – самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. История Израиля – тому пример. Множество чудес, Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы людей, ведущих себя недостойно избрания. Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения.

Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.

Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.

Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. От него, как от огня, «бежит всяк злодей и всяка страсть». Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот, окружить его «неведением, забвением, малодушием и окамененным нечувствием». И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием – существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?

Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само звучание вопроса может предваряться призывом: «Вонмем!» И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам. Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения: «Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе ».

Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.

В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.

Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в первую очередь нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.

Про католические праздники и католические традиции наши православные граждане знают очень мало. Хотя с удовольствием присоединяются к празднованию Рождества 25 декабря или католической Пасхи вместе с католиками всего мира. Праздновать-то мы любим! А вот насчет знания традиций, с этим сложнее. Постараемся максимально просто осветить периоды католических празднеств, отмечаемых в течение года, а также правила поведения в католическом храме .

Католические праздники

В литургическом году, согласно устоям католической церкви, можно выделить 5 основных периодов .

1) Адвент или Рождественский пост начинается с последнего воскресенья ноября и продолжается вплоть до Рождественского Сочельника 24 декабря. Этот предпраздничный период ознаменован в католических и некоторых протестантских общинах.

3) Великий Пост , как и у православных христиан, не имеет единой даты начала. Период Великого Поста простирается от Пепельной Среды до .

4) После Пасхи сразу начинается Пасхальный период , который заканчивается в День Сошествия Святого Духа.

5) Все остальные временные периоды года собирательно называются Рядовым временем . Конечно, в течение него тоже есть праздничные религиозные даты, но насколько они важные, зависит от местных традиций.

К примеру, католики всех стран очень почитают Деву Марию — каждый этап её жития отмечается торжественными службами в храмах. В почете и другие святые, поскольку они признаны католической церковью официальными небесными покровителями профессий, отдельных городов и стран. Вот почему перечень и размах католических праздников в разных странах будет несколько отличаться.


Как в любом христианском храме, мужчины должны снять головные уборы, а женщины, наоборот, покрыть голову платком или шляпкой. Мобильные телефоны должны быть отключены ещё до входа в храм. В остальных случаях в храме следует вести себя также, как и окружающие вас люди , поскольку в католической церкви важное значение придается местным традициям, очень разнообразным и зачастую не подчиняющимся общим правилам.

Стояния

В рядовое время и, тем более, в период Великого Поста во время католической службы читается особая молитва - «Крестный путь» . В ней принято вспоминать последние события из жизни Христа на Земле. Для совершения этой особенной молитвы в храме на стенах расположены так называемые «Стояния» - это барельефы или картины с изображением соответствующих событий. При прочтении молитвы верующие постепенно переходят от одного «Стояния» к другому. Поэтому в католическом храме лучше всего занять такое место, чтобы не мешать их передвижению. Это нужно помнить и во время торжественных процессий.

Воскресная месса

Воскресенье у христиан считается очень важным праздником. У католиков именно в этот день совершается торжественное богослужение — месса . В ходе мессы люди стоят вдоль стен или сидят на скамьях внутри храма. Ходить по храму во время мессы крайне неприлично и допускается только в случае острой необходимости. С учетом того, что во время мессы нередко совершаются процессии, не следует загораживать проходы.

Святые Дары

Центральным моментом мессы является пресуществление Святых Даров – в зале храма возникает особая атмосфера торжественности. Прихожане либо стоят, либо преклоняют колени, соблюдая тишину.

Отдельного внимания требует церковная традиция поклонения Святым Дарам. В этот время Святые Дары ставятся в дароносице храма, а верующие преклоняют свои колени и пребывают в молитвенном молчании. Перемещение по храму, какой-либо шум, беседы в эти моменты время строго запрещены.

Причастие

Немаловажной составляющей мессы является причастие . Первое причастие — такое же важное событие в жизни католика, как и . В честь первого причастия детишек наряжают в праздничные платья, устраивают для них семейное торжество с подарками и поздравлениями.

Необходимо помнить, что к причастию допускаются только крещеные, не имеющие на своей совести какого-либо тяжкого греха, и исповедовавшиеся в течение последнего года. На детей это требование не распространяется. А для христиан других конфессий необходимо иметь при себе разрешение своего духовного отца на возможность причащаться в католической церкви.

«Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». Эти слова из Евангелия часто вспоминают, говоря о том, с какого возраста нужно приобщать ребёнка к Таинствам Церкви, в частности – к Причастию.

Православная практика

В Православной церкви существует обычай причащать младенцев с момента крещения. С младенчества и примерно лет до 7 они могут причащаться как угодно часто и без исповеди, так как до определённого момента дети ещё не осознают своих поступков и не различают понятий добра и зла, не имеют представления о грехе.

Исповедовать детей в православии обычно начинают в возрасте 7 лет, но порог этот очень индивидуален и зависит от особенностей взросления конкретного ребёнка.

Во многом практика причащения младенцев основана на вышеприведённой цитате из Евангелия и предполагает, прежде всего, наличие глубокой веры у родителей. Ребёнка подносят к Причастию с тем, чтобы он зримым образом соединился со Христом, «во освящение души и тела». Также таким образом родители вручают его жизнь Богу.

Конечно, не стоит думать, что, если родители сами никогда не подходят к Причастию и не участвуют в Таинстве вместе с ребёнком, эта практика в дальнейшем принесёт ему какую-то ощутимую пользу.

Тем более, что далеко не всегда младенец готов к этому, а причастить ребёнка «для галочки» или «для здоровья» любым способом, преодолевая сопротивление, капризы и агрессию, полагая, что таким образом снизойдёт на него благодать – довольно наивно, если не сказать - кощунственно.

К Таинствам, конечно, нужно подходить осознанно, и в случае с причащением младенцев, именно родители должны быть источником и проводником этой осознанности.

Католическая практика

Католики подходят к вопросу причащения детей, возможно, с меньшей долей философии, и с большей долей рационализма. В Римско-католической церкви первое причастие ребёнка совершается обычно в возрасте 8-9 лет.

Это объясняется тем, что, как правило, раньше ребёнок не способен осознать значимость Таинства, не может отличить простой хлеб от Евхаристического, понять и объяснить разницу между едой и Причастием и полноценно исповедоваться.

Причастие, по мнению католиков, должно совершаться в сознательном возрасте, и быть неким подтверждением членства в Церкви.

Подобное отношение у католиков и к таинству Миропомазания – в отличие от православных, которые принимают его сразу вслед за крещением, и часто – в младенчестве, католики совершают таинство Конфирмации (с лат. – «подтверждение»), получая в нём дары Святого Духа, уже в довольно сознательном возрасте – лет в 13 и позже, знаменуя этим как бы некое «духовное совершеннолетие».

Первое Причастие у католиков – это праздник, сродни дню рождения. Это особое торжество, к которому довольно долго и усердно готовятся. Обычно дети проходят катехизацию в воскресной школе в течении года или двух.

Ребёнок должен иметь представление об основах веры, о смысле Таинств и знать основные молитвы. Накануне же обычно он впервые исповедуется.

В каждой католической стране есть свои обычаи и дни для церемонии Первого Причастия. Детей, как правило, наряжают в белые одежды: девочек в платья и венки, как невест, а мальчиков в подобие белых стихарей. День принятия первого Причастия - важное событие не только для католической семьи, но и для местной общины.

Как вести себя после причащения?

Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. (2 Пет. 2, 20-22).

По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

По причащении же Святых Таин Христовых войди тотчас в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу с благоговейным смирением, обратись к Нему мысленно с такими словами: Ты видишь, Мой Всеблагой Господь, как легко впадаю я в грехи на гибель себе, какую силу имеет надо мной борющая меня страсть и как сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или лучше Сам восприими оружие мое вместо меня, порази вконец этого неистового врага моего... Поклонись этому Богу Единому, во Святой Троице славимому и нам благодеющему, и, воздав благоговейное Ему благодарение как некий дар, предложи непреклонное решение, готовность и порывы к борьбе со своим грехом в надежде преодолеть его силою Единого Триипостасного Бога.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть прежние грехи.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Каждый раз, когда тебя Господь сподобит причаститься Святых и Животворящих Таин Христовых, так размышляй: какое мне сегодня счастье, Господь вошел в дом сердца моего, не возгнушался меня грешного и нечистого! Какая ко мне милость Божия, какая мне радость, ведь сегодня я не один, а в гостях у меня Сам Христос, мой Господь и Спаситель!

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).

Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие ≈ явной обидой Сладчайшему Искупителю. Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия.

А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.

Каждый из нас должен беречь принятое сокровище, а не бросать его как попало. Каждый из нас должен не забывать ни того, что он есть христианин, а главное, что он причастившийся христианин. При всяких искушениях он должен вспоминать, что причастился страшных Христовых Тайн в жизнь вечную, что он с Причастием не готов расстаться, ни променять их на удовлетворение какой-либо страсти. Каждый из нас должен вспоминать настоящие светлые минуты, когда мы все чисты пред Господом, омыты Его Пречистой Кровью и напитаны Его Пречистой Плотью. Каждый из нас должен памятовать любовь к нам Господа и ту любовь, какую мы пред Ним засвидетельствовали. Мы сегодня говорили Господу: Веруем и исповедуем, что Ты Сын Бога Живаго, пришедший в мир спасти грешников; веруем, что не в осуждение я принимаю святые Тайны, но во исцеление души и тела. Я лобзал Тебя, Господи, не изменническим поцелуем Иуды ≈ предателя, но лобзанием невинным и святым. Если позабудем про это, то нас позабудет Сам Господь. И мы снова будем блуждать во тьме греха, и отнимется от нас свет Христов, отнимется от нас радость и спокойствие совести, больше и нужнее которого ничего нет в целом мире.

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).

Приняв Христовы Тайны, мы несем в себе Христа. Мы становимся подобны человеку, который несет чашу, наполненную до краев вином или водой: если он будет неосторожен, то может расплескать часть жидкости, а если споткнется и упадет, то потеряет все, что было в чаше. Причастившись Христовых Таин, мы должны сознавать, Что и Кого мы в себе несем. И с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию. И не надо думать, что, если мы причастились сегодня, то к следующей Евхаристии можно готовиться за день или за три дня до нее, а в остальное время можно жить так, как будто Христос не присутствует в нас.

Епископ Иларион (Алфеев) (XX-XXI вв.).

Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами.

Преподобный Алексий Зосимовский (1844-1928).

Часто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам. Мало того, они даже после Приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания, с тем, чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними, и с тем, чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения, и наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага побеждать его верой и упорством в борьбе с ним.

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937).

Есть старческое выражение: всякому доброму делу или предшествует или последует искушение. А такие добрые дела, как молитва от всего сердца, а особенно, причащение, не могут остаться без мести дьявола. Он употребляет все силы, чтобы не дать помолиться, как следует, и причаститься. А если не мог этого сделать, то старается потом напакостить так, чтобы и следа не осталось от полученной пользы. Это очень хорошо известно всем, причастным духовной жизни. Вот почему нужно со смирением и сокрушением сердечным, по возможности, просить от Господа, чтобы Он охранил от козней врага, действующего или прямо на душу, или через людей, ему подвластных.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Помни всегда, что после обедни и причащения ты должен всегда обедать медленно и умеренно. Так же точно и на ночь.

Принявши в себя пречистую Плоть и Кровь Господа, не устремляйся потом, пришедши домой, с жадностью на плоть животного; соблюдай крайнюю умеренность в употреблении ее не предавайся долгому сну днем. Всё это способствует загрублению сердца, которое крайне нужно сохранять в святой нежности и чувствительности, получаемой нами после достойного принятия пречистых Тайн.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.

Подмечено, что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к усопшим.

Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961).

После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца.

Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980).

Чтобы нам вернее сохранить себя после исповеди от повторения грехов, потщимся, особенно на первых порах, пока мы еще не окрепли нравственно, избегать встречи со грехом: удаляться тех лиц и тех мест, какие могут подать нам повод к падению.

Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как сделать суп из фасоли с мясом рецепт с фото
Блюда из капусты, в мультиварке
Калорийность рыбы жареной и запеченной Рыба в духовке ккал